Даже небольшая туристская прогулка требует предварительной подготовки. Нужно, чтобы ребята были по погоде обуты и одеты. А для туристского привала каждому нужны коврик-подстилка, теплое питье в термосе и бутерброды.

Опушка леса недалеко от школы. Четыре километра по тропинкам - целая вереница открытий. Тихо в лесу. Замечаем, что уже через километр городского шума не слышно. Идем вдоль оврага. Куда же по нему течет ручей? В Чичеру, потом - в Десну, потом - в Пахру, дальше - в реку Москву, из нее - в Оку, а оттуда - в Волгу. «А Волга впадает в Каспийское море!» - дружно заканчивают наши второклассники.

Не все узнали лиственницу. А елку и сосну знают все. Мы научили, как по веткам ели - «живому барометру» - узнавать о приближении непогоды. Чем не урок окружающего мира? Хотя нет, ведь можно всем вместе просчитать возраст дерева по спилу на пеньке или определить его высоту. А это уже урок математики. Или, как во время урока развития речи, поразмышлять, откуда возникли названия смолы - «живица» или растения сныть («снедь» - еда). А уж само движение пешком, преодоление овражков - чем не физкультура?

Большой энтузиазм вызвало развешивание самодельных кормушек для птиц. А ведь чтобы их сделать, нужно всей семьей потрудиться. Всем хочется насыпать в кормушки пшено и семечки. «Чем мы лесу помогли?» - спросили мы в конце похода второклассников. «Кормушки для птиц развесили», «Мусора на привале не оставили».

После первого похода решили отправиться в лес и другие учителя. И за три месяца ученики начальной школы путешествовали уже 14 раз. По одному-два похода на класс, потому что в каждом сезоне в лесу есть что посмотреть: зимой - заячьи, лисьи и беличьи следы, которых за бесснежные дни на опушках накапливается немало, весной - первоцветы и птиц.

Лучший итог любой туристской прогулки - радость ребят и их вопрос: «А когда мы еще пойдем в поход?».

Юлия КОЗЛОВА, кандидат педагогических наук, мастер спорта, туристский клуб «ЛИДЕР»