Сегодня российская анимация понемногу расцветает. Появляется все больше интересных мультфильмов, как сериальных, так и полнометражных. Одним из самых удачных проектов последних лет можно считать проект «Смешарики» - истории о шариках-животных, всегда запоминающиеся, добрые, веселые, романтичные и философские. Помимо сериальной версии уже созданы два полнометражных анимационных фильма - «Смешарики. Начало» и «Смешарики. Легенда о золотом драконе», причем в 2017 году «Смешарики. Начало» выходит в американский прокат.
Об истории создания мультпроекта и о том, почему он так любим и детьми, и взрослыми, рассказал на недавней встрече с журналистами ведущий режиссер проекта Денис Чернов.

- Денис, как проекту удалось стать проектом-долгожителем?

- Этот вопрос, относительно долгожительства проекта, мне задают все 14 лет его существования. Как вывести формулу долгожительства? Я не знаю. Есть лишь мое личное предположение, и оно заключается в том, что так звезды сложились, что в нужном месте и в нужное время собрались нужные люди. На самом деле 14 лет назад у нас была одна маленькая комната, один ноутбук, несколько чашек с чаем, и мы, несколько человек, сидели и рассуждали, как обыграть героев и что интересного можно придумать. Кстати сказать, с тех пор наша команда, в общем-то, осталась неизменной. Возможно, именно в этом причина популярности проекта.
Наши зрители часто пишут и говорят о том, что их привлекают характеры героев. И действительно, мы старались придать нашим персонажам черты, которые наблюдали в людях. Наверное, поэтому зрители часто признаются, что человек с подобным характером им где-то уже встречался. Кто-то из героев напоминает соседа, продавщицу в отделе магазина, ворчливого учителя, который учил в 3-м классе, и т. д. Все это подсмотрено и взято из жизни, и создается ощущение, что герои живут сами по себе, а вы просто за ними наблюдаете.
Нашему проекту уже 14 лет, и существует негласный закон, что успешная жизнь сериальных проектов насчитывает не более 15 лет. Однако мы умирать не собираемся.
Со «Смешариками» знакомо достаточно большое количество стран, они переведены на десятки языков. Кроме того, у нас большие планы на будущее. В 2011 году вышел полнометражный фильм «Смешарики. Начало», в 2016 году мы ознакомили зрителей со вторым полнометражным фильмом, который называется «Смешарики. Легенда о золотом драконе». 2017 год будет не менее интересным, потому что мы запускаем третий полнометражный фильм - «Смешарики. Дежавю». В этом фильме наши герои попадают в необычные ситуации, поскольку связались с турагентством, которое называется «Дежавю» и специализируется на том, что отправляет людей в различные точки времени и пространства. Наши герои оказываются и на Диком Западе, и в Средневековье, и в Древнем Китае, и в мезозойской эре. То есть будут раскиданы по эпохам и окажутся в ситуациях, для них совершенно незнакомых. Зрителю будет интересно посмотреть, как они смогут выбраться из них. Чуть-чуть приоткрою завесу тайны и скажу, что основным персонажем этого полнометражного фильма станет Крош. Впрочем, два Кроша. Дело в том, что в результате шуток со временем и пространством получилось так, что Крош встречает самого себя, но повзрослевшего.
- А какой персонаж «Смешариков» является лидером по популярности?
- Крош. Зрители отдали ему 40% своих голосов, поэтому фанаты Кроша, конечно, обрадуются этому фильму. На втором и третьем местах в этом рейтинге - Нюша и Ежик. Ну а замыкает список Кар Карыч. Но это совершенно не значит, что данный персонаж какой-то лишний или ненужный. Понимаете, делать интересный проект - это все равно что готовить большой пирог. В него необходимо добавлять разные ингредиенты. Они все по вкусу будут разные, но в сочетании друг с другом получается вкуснятина.
- Проект «Смешарики» часто называют мультивозрастным, то есть интересным как детям, так и взрослым. Чтобы достичь такого эффекта, вы обращались к помощи психологов?
- Мне кажется, это бесполезное занятие - обращаться к кому-то извне, с тем чтобы кто-то чему-то научил. Когда мы все это затевали, то исходили из чисто эгоистичной цели: нужно сделать продукт, который будет интересен нам всем, с которым будет интересно работать долго, потому что вставал вопрос о создании 200 серий. Это действительно очень серьезная нагрузка, и мы понимали, что не сумеем выдержать дистанцию, если самих не увлечет. Поэтому мы не прибегали ни к каким исследованиям, а положились исключительно на свои потребности.
- При создании проекта были разногласия среди авторов?
- Не скажу, что процесс создания персонажей был безболезненным. Такого, наверное, просто не может быть. Нужно пройти определенные мучительные стадии, чтобы что-то начало получаться. Изначально у нас в разработке было 20 персонажей, и они, конечно, выглядели по-другому. Потом стало понятно, что 20 персонажей - это слишком много. Прежде всего потому, что они начинают попадать друг в друга по изобразительным элементам, а также начинают перекликаться в плане характеристик. А мы хотели, чтобы каждый герой был индивидуален и уникален. Поэтому начался процесс трансплантации, пересаживания одного персонажа в другой. Например, у нас изначально была корова, хорошая такая девочка, но потом из нее получилась свинья.
- Понятно, что некоторые знакомые тоже служили прототипами персонажей. Кто-то из ваших приятелей себя узнал, обиделся, обрадовался?
- Нет, из приятелей никто претензий не предъявлял. А если серьезно, то персонажи, конечно, сложносочиненные, в них не может быть какой-то одной черты, но на протяжении этих лет я получаю много писем и комментариев, типа таких: «Вот этот Копатыч - это просто вылитый наш заместитель директора». Люди пишут такое про многих героев, и это только подтверждает, что наши персонажи взяты из жизни.
- Когда мультфильмы транслируются за рубежом, приходится ли адаптировать их к зарубежному зрителю?
- Да, перед продажей всегда нужна адаптация, поскольку некоторые российские шутки непонятны зарубежному зрителю. Приходится делать их более универсальными, иногда даже более детскими. Конечно, зарубежной публике трудно понять такие выражения, как «елки-иголки», «укуси меня пчела» и т. д. Также мы столкнулись с тем, что вещи достаточно безобидные для российского уха встречают яростное сопротивление у западной публики. Например, сложности возникли с серией «Черный ловелас», которая мне кажется глубокой и проникновенной, про влюбленность, про мечты девочки-подростка.
- И все-таки, несмотря на трудности адаптации, «Смешарики» будут смотреть американцы...
- На самом деле это большое достижение, поскольку конкуренция в мультиндустрии огромная. Ниша качественной анимации прочно занята американцами, и добиться того, чтобы в безбрежном море тебя заметили, дорогого стоит, тем более для российской анимации, в частности, для петербургской анимации, которой до недавнего времени просто не существовало. В конце 1990-х годов на территории «Леннаучфильма» был цех спецэффектов и специальных съемок, и это была вся анимация, которая существовала в городе. Сейчас ситуация выправляется: есть несколько крупных студий, которые регулярно выпускают продукт, выходящий на экраны страны в формате сериалов и полнометражных фильмов.
- А где и как в нашей стране готовят специалистов для анимационного жанра?
- Дело в том, что у нас практически нет учебных заведений, которые готовят аниматоров, что по меньшей мере странно. Это направление коммерчески выгодное, потому что выпуск сопутствующих товаров успешного проекта всегда востребован. Впрочем, несмотря на то что аниматоров у нас не готовят, они все равно появляются.
- Каким образом?
- Все, кто уже научился, учат других. Затем группа товарищей собирается и организовывает какие-то проекты. Также студии осуществляют подготовку аниматоров под себя, и наша студия не исключение.
- Денис, проекту «Смешарики» уже 14 лет, вы не ощущаете усталости от персонажей? Не надоели они вам?
- Этапы моего личного отношения к героям сериала схожи с этапами семейных отношений. Сначала испытываешь адреналин: сможешь ли сделать 6-минутную серию так, чтобы она была качественной? А сможешь ли сделать такую же вторую? То есть был азарт преодоления. Через какое-то время появилось странное ощущение жизни среди знакомых персонажей. Наши герои стали окружать нас повсюду: в магазинах, на телевидении. Получалось, что ты связан с ними на работе, затем выходишь в магазин, и там тоже они сидят, приходишь домой, а ребенок говорит: «Давай посмотрим «Смешариков»!» Это, конечно, не могло не начать раздражать. Но вскоре появилось чувство, что эти персонажи не имеют ко мне никакого отношения. Они живут своим миром, не мешая мне, а я им. На том и порешили.
- Посвятите в нюансы работы: сколько человек работает в основном над серией?
- Если это сериал, то, как правило, над серией работает один человек, а если полнометражная история, то работаем вдвоем, потому что одному не справиться.
- А сколько времени уходит на работу над одной серией?
- Около 4 месяцев, если это 6-минутная серия. При этом когда одна серия начинается, то параллельно идет работа над второй и над третьей, что позволяет осуществлять систематический выпуск историй.
- Ваша любимая серия «Смешариков»?
- Наверное, «Черный ловелас». Я сделал 42 серии, и все они мне близки и дороги по-своему, но эта почему-то особенно легла на душу.
- Как вы думаете, каков воспитательный эффект от просмотра «Смешариков»?
- Вы знаете, мы еще на начальной стадии проекта приняли единодушное решение, что этот сериал не будет носить воспитательно-назидательный характер. В этом наиболее лучший эффект. «Смешарики» лично для меня не такие уж добренькие герои. У каждого из них есть изъяны, каждый из них совершает ошибки, и это роднит их с каждым из нас. Людям важно многоточие, а не восклицательные знаки.

Досье «УГ»

Денис Чернов, российский аниматор, режиссер, родился 10 июня 1970 года в Ленинграде. В 1989 году окончил профтехучилище по специальности «краснодеревщик». В 1991 году окончил художественные курсы при Училище им. Мухиной и курсы аниматоров на студии «Панорама».
В 1991-1993 годах работал в качестве аниматора на студии «Панорама». В 1993-1995 годах - художник-аниматор в ООО «Zis».
1995-1997 гг. - работа с Ренатом Газизовым, клипы и реклама. Иллюстрировал книги.
1997-2003 гг. - работа в качестве режиссера на студии «Мельница».
Трехмерный анимационный проект «Good Morning» (2000) - режиссерский дебют.
В 2000-2001 годах был режиссером рекламных роликов («Сто одежек», «Пятерочка»).
В настоящее время ведущий режиссер анимационного сериала «Смешарики».

Санкт-Петербург