Премия была основана в 1998 году тогдашним президентом Гильдии киноведов и кинокритиков Мироном Черненко. Теперь на «Белом слоне» вручается приз его памяти - Приз имени Мирона Черненко. В этом году его получил режиссер Карен Геворкян за шахтерскую драму «Вся наша надежда». И еще один парадокс истории - вручал этот приз Марк Рудинштейн. Именно он на заре существования премии кинокритиков был ее спонсором. Приз тогда назывался «Золотой овен». В 2005 году Рудинштейн прекратил финансирование премии, а оргкомитет учредил премию «Белый слон», которая стала преемницей «Золотого овна» и вручается по сей день.
Как говорится на сайте Гильдии киноведов и кинокритиков: «Слон - священное критическое животное, исторически являющееся официальным символом гильдии. Согласно мифу Слон вытаптывает антихудожественные побеги, а также поливает и удобряет побеги художественные. У него зоркие глаза и чуткие уши, обеспечивающие оптимальное качество рецепции аудиовизуальных произведений. Любимое занятие кинокритиков - слоняться с фильма на фильм. Археологами найден первый в мире фильм, запечатлевший на скале в Андах 476 фаз слоновьего бега, и если промчаться вдоль этих наскальных рисунков со скоростью 24 кадра в секунду, то они сольются в движущееся изображение».
Церемония началась с длинного видеоролика с фрагментами игровых фильмов разных лет, где снимались кинокритики. Да-да, случается, что мастера пера осваивают и смежную профессию, и, надо сказать, иногда вполне успешно. Среди кинокритиков-актеров Виктор Демин, Виктор Матизен, Андрей Шемякин, Александр Шпагин, Любовь Аркус, Татьяна Муштакова и многие другие. Этот опыт бывает весьма полезен, нелишне узнать то, о чем ты пишешь, изнутри.
Кинокритики, конечно, самые насмотренные зрители. Наверное, еще и поэтому шорт-листы критической и других национальных премий порой сильно отличаются друг от друга. И если на нынешнем «Золотом орле» в основном фигурируют блокбастеры «Дуэлянт», «Ледокол» и «Экипаж», то на «Белом слоне» номинаций для «Ледокола» и «Экипажа» не нашлось вовсе, а «Дуэлянт» был представлен лишь в одной - «Лучшая работа художника». К слову сказать, награда как раз и досталась художнику этой картины Андрею Понкратову.
А в остальном критики фокусируют свое внимание на том, что «Золотой орел» предпочитает не замечать. «Событиями года» кинокритики назвали сразу две картины режиссера-документалиста Виталия Манского - «В лучах солнца» и «Родные». И если первый фильм, к счастью, хоть и не без труда, появился в нашем прокате, то прокатная судьба очень личной и невероятно актуальной для нас сейчас ленты «Родные» под большим вопросом. Картина рассказывает о родственниках Виталия Манского, которые после известных событий в Украине оказались «по разные стороны баррикад».
«Белого слона» в номинации «Лучший документальный фильм» получил «Самый свободный человек» - о Борисе Немцове и о том, что переживала Россия последние 20 с лишним лет. Картина должна выйти в наш прокат в феврале, к годовщине гибели Бориса Немцова.
В номинации «Лучший анимационный фильм» были отмечены сразу две картины - «До любви» Игоря Ковалева и «Кукушка» Дины Великовской. Приз вручал автор статуэтки-премии «Белый слон» режиссер Иван Максимов.
«Белого слона» в номинации «Лучшая роль второго плана» получили блистательные Светлана Брагарник («Ученик») и Борис Каморзин («Монах и бес»). Актеры, лишний раз подтверждающие истину, что не бывает маленьких ролей, актеры, которые даже в эпизодических фрагментах раскрывают глубину образов и характеров.
За лучшую мужскую роль был отмечен Тимофей Трибунцев («Монах и бес»). А лучшей актрисой была названа Наталья Павленкова за «Зоологию». Актрисе действительно прекрасно удалась эта сложная и провокационная роль.
«Коллектора» Алексея Красовского кинокритики не без оснований посчитали лучшим дебютом года.
Приз Президентского совета президент Гильдии киноведов и кинокритиков Кирилл Разлогов вручил своей коллеге - кинокритику и режиссеру Евгении Тирдатовой за документальный фильм «Рудольф Нуреев. Остров его мечты». Евгения Тирдатова взяла малоизвестные факты из биографии танцовщика и сделала фильм «о потерянной душе, которая искала покоя».
Любимец «Белого слона» кинодраматург Юрий Арабов (он девять раз был номинирован на премию) получил приз за сценарий к фильму «Монах и бес».
Ну и наконец, основным триумфатором «Белого слона» стал фильм Андрея Кончаловского «Рай». Картина была отмечена в трех номинациях: «Лучшая операторская работа» - Александр Симонов, «Лучшая режиссерская работа» - Андрей Кончаловский и «Лучший фильм». Напомним, «Рай» вышел в российский прокат на прошлой неделе.

Александра Иванова