В научных объединениях учащихся все дети работают на равных, без деления - этот талант, а этот середнячок. Такой подход делает обучение психологически комфортным: у ребенка нет постоянного страха, здесь есть право на ошибку, так как отрицательный результат исследования  тоже результат.
В НОУ реализуется целая цепочка важных моментов:
- самостоятельный выбор направления и научного куратора;
- выбор актуальной задачи, от решения которой зависит улучшение чего-либо в окружающем мире;
- активное, осознанное изучение определенных наработанных другими знаний, поиск собственного пути;
- планирование своей деятельности, системный анализ полученных результатов.
В исследовательской работе достижение цели (например, разработка фильтров для очистки воды, восстановление названий притоков реки и т. п.) изначально важно не только для самого исследователя, но и для других людей.
В научных объединениях даже начинающий педагог или представитель вуза «обречен» на сотворчество с детьми. Педагог может только показать алгоритм исследования, а дальше совместно с ребенком получать новое знание, которое еще не описано ни в одном учебнике, актуально в настоящее время и решает задачи нескольких ближайших лет.
Для привлечения детей к исследовательской и творческой деятельности в Малой академии наук «Интеллект будущего» разработана комплексная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России». Серия проектов «Познание и творчество», «Креативность, интеллект, талант» (КИТ), «Умная планета» являются пропедевтическими как первая ступень для включения в исследовательскую деятельность. Далее конкурс «Эврикум», где даются основные алгоритмы работы с экспериментами. И, наконец, конкурсы исследовательских работ «Юный исследователь», «Шаги в науку», «Юность, наука, культура», «Научный потенциал».
Еще одна особенность работы научных обществ - командное взаимодействие. Членов научного общества учащихся объединяют традиции, определенные формы сотрудничества, общие цели и перспективы. Все эти характеристики присущи коллективу. Именно таковыми становятся организации, уже много лет занимающиеся со школьниками научно-исследовательской работой: научные общества учащихся Челябинска, Нижнего Новгорода, Малая академия наук Краснодара, Мурманска, Черноголовки и другие объединения.
Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего» за 30 лет своего существования стала объединяющим центром для научных объединений учащихся, что позволяет создавать единое образовательное пространство с едиными требованиями, общими традициями, главными ценностями. Объединение школьников, педагогов и ученых дает замечательный образовательный и воспитательный эффект: сотни детей стали научными сотрудниками и уже в качестве научных руководителей возвращаются в НОУ.

Татьяна ЛЯШКО, заместитель председателя Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего»