Я двумя руками за индивидуальный подход к ребенку. Каждый ребенок уникален в своем потенциале, и это обязательно надо учитывать. Хочу привести несколько аргументов в пользу такой точки зрения. Каждый ребенок приходит в жизнь со своей, индивидуальной программой. Под эту программу в него закладываются определенные качества. Если биологические этапы эволюции ребенок проходит в утробе матери, то социальные этапы, пройденные человечеством, проходит после рождения. Причем исключить ничего невозможно. Есть только одна возможность - уплотнение прохождения процессов этого этапа развития. Ни для кого не секрет, что самая высокая плотность получаемой ребенком жизненной информации - первые пять-шесть лет жизни. За эти годы ребенок проходит путь в своем развитии, на который человечеству понадобилось многие сотни тысяч лет. Остается только восхищаться мудростью природы. В скорости развития ребенка не последнюю роль играет среда, в которой происходит это развитие. К сожалению, часто эта среда формируется стихийно, что сказывается на развитии ребенка. Львиную долю влияния на развитие оказывают родители. Часто бывает, что они неосознанно тормозят скорость процесса развития ребенка. Причина - природный эгоизм. Родители формируют ребенка «под себя». Результат - ребенок «не вписывается» в отведенное ему время для этого этапа развития. Постепенно скорость прохождения этапов замедляется, и «отстающему» ребенку приходится оставшуюся жизнь (в том числе и взрослую) «догонять».
И, конечно, система школьного образования должна создать условия для развития профессиональных склонностей ученика. Это позволит ему после окончания школы органично вписаться в социум.
Хочу коснуться еще одного аспекта образовательного процесса. Назовем это фрагментарной подачей информации обучаемому. Под «обучаемым» подразумевается человек любого возраста, получающий образование любого уровня.
Что подразумевается под фрагментарностью? Именно фрагментарность. Человека с ранних лет приучают видеть мир фрагментами, а не целостно. Это создает массу проблем как для самого человека, так и для всего общества. Мир - система динамичная, все взаимосвязано. Сколько наломано дров от непонимания этого!
Время наступает на пятки. Пора перестраиваться. Надо готовить специалистов с новым мышлением, видящих и понимающих взаимосвязи процессов, не только физических, но и социальных. А этому надо учить, может быть, с дошкольного возраста.

Николай ЕВДОКИМОВ, инженер,
Красноярский край