«Нельзя» - обратная сторона «надо». Те, кто рассуждает о запретных темах в общении между учителем и учениками, чаще всего имеют в виду области, считающиеся постыдными или противозаконными. Между тем запрещать говорить о чем-то можно по очень разным причинам. Случается так, что весьма достойная сама по себе тема (если можно говорить о темах «самих по себе») в устах учителя оказывается для ученика слишком сложной, как ядерная физика, и даже опасной, как горные лыжи.
Одна из сложнейших тем такого рода - внутренний мир другого. Умение понимать переживания и побуждения другого человека возникает на основе описанного Жаном Пиаже навыка принятия роли. Как следует из названия, навык этот формируется в ролевой игре, он нужен человеку, чтобы отвечать на вопросы: «Кто я в этой игре?», «Кто в этой игре остальные?». Ролевыми же играми интересуются дошкольники и подростки - младшие школьники заняты совсем другим. Причем дошкольники играют по сюжету, и только подростки начинают отыгрывать схемы отношений, постепенно приобретая навыки, нужные для понимания другого. Начинается буквально с умения нарисовать лежащую на столе фигурку так, как ее видно с другой стороны стола, дошкольники не умеют даже этого.
Допустим, у вас класс десятилеток, и среди них есть замкнутый парень, который к тому же и учится не слишком хорошо. Для десятилеток успеваемость - все еще важный признак деления на своих и чужих. Если заговорить с детьми на тему, почему этот парень с ними не общается, они в лучшем случае скажут: «Потому что он дурак». В худшем случае, если они знают, что за такое будут ругать, просто смолчат. Предположить, что у него есть свои интересы и ему просто не с кем поговорить о любимом деле, они еще не могут - не сформирован навык принятия роли. Заставлять класс насильно дружить с таким парнем - воспитывать лицемерие. Вот и выходит, что говорить с десятилетками о мотивах поведения странного одноклассника нельзя. К осознанию этих мотивов надо готовить ребят окольными путями. Или не надо - через пару-тройку лет некоторые поймут сами.
Еще позже формируется у подростков навык социальной ответственности. Он основан на способности предвидеть последствия своих поступков, а для проявления такой способности нужно, чтобы от этих поступков что-то зависело. Подлинная социальная ответственность выводит подростка за игровой и учебный контекст. Говорить с учениками о такой ответственности до срока - только вызывать раздражение, а то и открытый протест.
Одним словом, с учениками можно говорить о том, для практической проверки чего у них хватает знаний, умений, навыков, а также условий для такой проверки. Конечно, на темы, к которым ваши подопечные технически не готовы, глупо налагать абсолютный запрет. Но можно вспомнить слова апостола Павла: «Все мне позволено, но не все полезно». Либо замечательный еврейский анекдот: «Ребе, на что нельзя смотреть правоверному еврею?» - «На сварку».
Педагог - человек, ему свойственно ошибаться, и когда он достаточно чуток, он после нескольких тяжелых разгребаний собственных педагогических ошибок выработает для себя запреты сам, если он для этого достаточно свободен.

​Сергей АЛХУТОВ, практикующий психолог, педагог, Москва