Когда-то давно, будучи молодым педагогом, я обратился к своим ученикам с такой просьбой: «Ребята, напишите на чистом листочке фамилии всех учителей, которые у вас ведут уроки. Затем напротив каждой фамилии постарайтесь по возможности честно и непредвзято отметить черты личности, характера и профессиональные качества, которые вам импонируют или, наоборот, режут глаза. Листочек не подписывайте. Публично обещаю никому их не показывать, графологическую экспертизу не проводить. Зачем мне все это? Молодой учитель должен знать, что именно ученики ценят в нем (да-да, мою фамилию пишите тоже!) и его коллегах, а от чего следует избавиться, чтобы не повторять чужих ошибок и стремиться стать лучше».

...И вот передо мной три десятка вкривь и вкось исписанных тетрадных листов. И честно говоря, не знаю, что с ними дальше делать. У меня в руках бомба. Мина замедленного действия. Заряд огромной разрушительной силы, способный уничтожить и меня самого вместе со всеми.
«Химоза меня бесит, ничего не может толком объяснить, никому не понятно, а она все чешет, чешет. А потом двойки!»
«Г.Р. уже заколебала вконец! Только и знает, что на каждом уроке плачется, какая у нее тяжелая жизнь, большая нагрузка, сколько она часов проверяет наши работы. А что у нас нагрузка не меньше, это ее не волнует, назначит прочитать книгу за три дня, и попробуй не сделай!»
«О.Р. - неплохой учитель, но психованная, дерганная. Орет по малейшему поводу на всех, суетится, никогда не успевает все объяснить на уроке. По потом спрашивает и ставит двойки».
«От А.Н. плохо пахнет. Как с ней муж живет? Не моется она, что ли? Разве может учитель не следить за собой!»
«С.С. не знает своего предмета. Сколько раз сама сбивалась и путалась на том, как пишется то или иное слово. А нас дерет за ошибки. Разве это правильно?»
Можно понять чьи-то личные обиды и мнения. Но когда из тридцати человек двадцать три повторяют одно и то же...
«Н.Н. - взяточница! Ставит хорошие оценки тем, кто принесет ей горшок с цветком, помоет кабинет, достанет краску, оргстекло».
Ну надо же! А ведь не далее как на той неделе директор ставил Н.Н. нам в пример, мол, посмотрите, какой зеленый кабинет, как хорошо и богато оформлен!
«Мальвина всегда выбирает любимчиков и ставит им хорошие оценки. А если ты не понравился, то выше тройки не жди. Все равно докопается и зарежет».
«Н.С. за два слова может поставить пятерку. Это, конечно, хорошо, но мы-то ничего не знаем!»
Эх, а на педсоветах Н.С. всегда фигурирует как «преподаватель, который умеет всех, даже неуспевающих, научить на «4» и «5». Кто бы знал, как он этого добивается...
Но неужели тут только «чернуха»? Ведь просил же, отметьте и хорошие стороны. А вот!
«Н.Н. очень хорошо одевается. Для меня она образец внешнего вида учителя».
«А.Н. добрая, всегда пойдет тебе навстречу, никогда сразу не ставит плохие оценки, даст возможность пересдать».
«М.М. - классный мужик! И поговорить по душам на уроке может, и объяснить по-человечески».
«Д.Л. мне нравится как мужчина».
Мне они написали довольно лестную характеристику-отзыв.
«Вы хороший учитель. Только иногда уж слишком зацикливаетесь на своем предмете и напоминаете этакого ботаника».
«У вас можно посмеяться на уроке. Хотя почему-то сами вы почти не улыбаетесь».
Но в самом же деле, что из всего этого следует? Ведь по логике вещей оценка учителя учеником - самая важная характеристика педагога. Тут уж никакие регалии и звания не помогут. А если все в один голос говорят (пишут, а значит, думают) о серьезных недостатках, то нужно бить тревогу!
Но как?! Если я подойду к «химозе» и пусть даже самым деликатным образом доложу, что именно о ней говорят за глаза, мол, плохо объясняет, завышает требования и занижает оценки, так ей все это будет мимо ушей. Скажет: «Ничего подобного, они сами дураки, им лишь бы возмущаться и ничего не учить!»
Если преподаватель плохо ведет предмет, если он незаконно ставит оценки, фактически обменивая их на материальные ценности, и ученики это видят, то в первую очередь нужно об этом сообщить завучу, директору. Но и тут тупик: «А на каком основании вы проводили этот социологический опрос? А для чего? На кого вы собираете компромат?»
Конечно же, я постараюсь не повторять ошибок О.В., А.Н., П.С, «Мальвины» и «химозы», а также избавиться от собственных.
Но что дальше?

P.S. В общем, так я тогда никому ничего не сказал. Но выводы для себя сделал. В том числе главный: чтобы обсуждать с детьми других взрослых, нужно иметь несколько иную квалификацию, чем просто преподаватель, и выбирать несколько иные формы общения.

​Андрей НЕСТЕРОВ, преподаватель, Зеленоград