Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы и методики преподавания Вятского государственного университета Елена Галицких, где бы она ни выступала (а приглашают ее везде и постоянно), говорит только так - о самом важном и всегда по-человечески. И этим выделяется, обращает на себя внимание как редкое и на сегодня почти уникальное явление в образовательной среде.
Несколько раз мне повезло побывать на мастер-классах Галицких. Сама Елена Олеговна называет их мастерскими - это совершенно особый формат встреч с педагогами и школьниками. Подготовить мастерскую непросто, но провести ее так, чтобы все без исключения участники прочувствовали важность темы, пережили настоящий катарсис, чтобы почувствовали себя объединенными общей эмоцией и после встречи долго и напряженно рефлексировали, - это, на мой взгляд, настоящее искусство, высший пилотаж педагогического мастерства. Я даже не знаю, можно ли это назвать технологией, потому что не уверена, что ТАКОЕ можно тиражировать, копировать. Все-таки очень многое, на мой взгляд, здесь зависит от личности Мастера. Ключевыми я бы назвала в мастерских два момента - это совместное проживание (объединение) и обращение каждого к своей душе (то есть предельная индивидуализация), Елена Олеговна называет это «собирание себя»: поиск и открытие в себе Человека, того главного сокровища, ради которого стоит жить и тем более работать с детьми. По мнению Галицких, ничего важнее нет и быть не может. Понимание этого дает Елене Олеговне ключ к любому, даже самому черствому, сердцу.
Уникальность методики, или даже скорее подхода к преподаванию литературы, Елены Галицких отмечают многие профессионалы, не случайно издательство «Библиомир» решило издать книгу Елены Олеговны Галицких «Чтение с увлечением. Мастерские жизнетворчества», где автор делится не только собственными размышлениями о роли литературы в воспитании человеческих качеств и созидании личности, но и всеми своими находками, открытиями и разработками. Каждую мастерскую при желании можно повторить, а можно на ее основе создать нечто свое, совершенно новое, выбор зависит от каждого преподавателя, степени его творческой одаренности. Одно несомненно: это вдохновляющее чтение.
Поскольку каждая мастерская открывает новый текст, требует читательской активности и читательских умений, автор дополнила содержание книги опытом организации читательской деятельности в разных формах: на читательском семинаре, в познавательной игре, в литературном салоне, на публичном уроке. Елена Олеговна поясняет:
- В пространстве мастерских преодолеваются границы между урочной и внеурочной деятельностью, обучением, развитием и воспитанием. Истинный смысл образования, как сказал Юрий Лотман, заключается в том, чтобы «учиться знанию, памяти, совести», учиться пониманию языка культуры, науки, искусства и сформировать в своем сознании непрагматическую познавательную потребность в жизнетворчестве.
Путь «от сердца к сердцу» - это сохранение человеческого в человеке, он позволяет не «угашать Духа», а бережно его поддерживать в художественном, научном поиске и подниматься до переживания ценности, радости и смысла жизни. Опыт «педагогики сердца» предполагает душевный контакт с ребенком, построение «образовательной встречи» (В.И.Слободчиков) с ним. Для этого можно использовать мастерские жизнетворчества как «образовательное событие», как создание условий для творческого взаимодействия педагогов, подростков, старшеклассников, молодых людей с пространством жизни, культуры, искусства.
Тематика таких мастерских рождается из жизни и жизнью корректируется. Например, «Жизнь как ЧУДО», «Призвание учителя», «В жизни всегда есть место творчеству», «Дочки-матери», «Что я люблю и не люблю», «Жизнь - бесконечное познание...», «Почему дети нам не доверяют?».
- Вы ведь проводите мастерские как со взрослыми, молодыми и уже зрелыми учителями, так и со студентами и школьниками. Что меняется в их проведении?
- Приведу пример. Мастерская «Жизнь как ЧУДО» строится на сотворчестве, поэтому не имеет значения возраст участников. Эта мастерская стала ответом на вызов времени, отражением его побед и поражений. Сегодняшняя ситуация отличается постоянной тревогой за жизнь детей, нарастающей агрессивностью информационной среды. Моя задача - помочь людям понять друг друга. Как это сделать? Напомнить о ценности жизни во всем многообразии ее проявлений, для этого подобрать тексты, отражающие опыт переживаний, который бы пробудил духовные ресурсы личности. Для меня важно пробудить и поддержать в человеке веру в свои душевные силы и творческие возможности.
- Елена Олеговна, зная вас уже много лет, я могу сказать, что вы блестяще справляетесь с поставленной перед собой задачей - вдохновляете людей на доброе, обращаете их взоры к истинным ценностям. Но давно уже хочется спросить: а кто вас на это вдохновил?
- У меня были прекрасные учителя. Мне очень везло. И прежде всего повезло родиться в семье педагогов, замечательных людей, преданных своему делу, любящих литературу. Вдохновляли педагоги, книги, которые я читала. Каждая оставляла в сердце свой след. Когда-то давным-давно я прочитала Льва Толстого: «Верьте себе, выходящие из детства юноши и девушки, когда впервые поднимаются в душе нашей вопросы: кто я такой, зачем живу и зачем живут все окружающие меня люди? И главный, самый волнительный вопрос, так ли живут и все окружающие меня люди? Верьте себе и тогда, когда те ответы, которые представятся вам на эти вопросы, будут несогласны с теми, которые были внушены нам в детстве, будут несогласны и с той жизнью, в которой вы найдете себя живущими вместе со всеми людьми, окружающими вас. Не бойтесь этого разногласия; напротив, знайте, что в этом разногласии вашем со всем окружающим выразилось самое лучшее, что есть в нас, - то божественное начало, проявление которого в жизни составляет не только главный, но единственный смысл нашего существования...»
- Значит, главное в преподавании все же не технологии, а личность учителя?
- Воспитание на уроке - это всегда здесь и сейчас, потому что этот процесс осуществляется в живом диалоге учителя, учащихся и содержания урока. По большому счету, учитель может воспитать только то, что есть в нем самом. И главным ресурсом этого таинства воспитательного взаимодействия является духовный опыт учителя, знание жизни, умение понимать другого человека в его перспективах, возможностях, его стремлениях, мотивах, его будущем величии или ничтожестве.

Кировская область,
фото автора