Ребенок развивается не так стремительно, как иногда хочется окружающим взрослым. Мы представляем развитие ребенка в виде движения по спирали, виток за витком. Переходя на последующий виток, ребенок несет с собой багаж уже ранее полученных знаний и умений, что позволяет ему заниматься преобразованием и дает толчок к дальнейшему развитию. Для ребенка приобретение собственного опыта - это и есть практика, и культурной она сможет стать только в случае, если ему будут открыты возможности для личной инициативы, самостоятельности выбора творческой продуктивной деятельности, мотивации достижений.
В модели, представляемой нами, каждый виток, характеризующий конкретный возраст ребенка, обозначен определенным цветом.
Первый виток - дети до трех лет - представлен сине-зеленым цветом. Начало витка - синий цвет, символизирующий спокойствие, удовлетворенность ребенка, потому что рядом близкий человек - мама. Синий цвет постепенно переходит в зеленый, так нам видится «переходный период» ребенка - кризис 2,6-3 лет. При переходе на следующий возрастной этап появляется потребность в самоутверждении - «я сам». И если поддержать ребенка, то у него в последующем сформируется такое качество, как инициативность.
Второй виток - возраст от трех до четырех лет - представлен смесью зелено-красных цветов. Эти цвета, на наш взгляд, говорят об автономности ребенка, развитии его инициативности, возрастающей потребности в самоутверждении. Позицию взрослого по отношению к ребенку на этом возрастном этапе мы понимаем как необходимость предоставления ребенку большей самостоятельности в выборе действий. Ребенок как бы говорит: «Ты мне нужен, будь рядом, но не мешай. Дай мне попробовать самому». Поэтому особое внимание в работе с детьми младшего возраста мы обращаем на организацию наблюдений за предметами окружающей действительности, пальчиковых упражнений, игровых заданий на развитие комбинаторных способностей, проблемных ситуаций.
Период с четырех до пяти лет - это третий виток нашей спирали. Здесь уже совсем иные цвета - красный и фиолетовый, мы назвали этот возраст «возраст противоречий». С одной стороны, дети активны, дружелюбны, общительны, но и раздражительны. С другой - они беспокойны, эмоционально напряжены и имеют потребность в душевном контакте. Именно об этом говорит фиолетовый цвет - цвет мечтателей и фантазеров.
Как-то, разговаривая с детьми, им задали вопросы: «Кто такой ребенок?», «Зачем нужны дети?». Из многочисленных рассуждений детей можно выделить следующие ответы: «Ребенок - это человек, у которого нет профессии», «Дети нужны, чтобы зарабатывать деньги, когда родители постареют».
Наблюдая за детьми, мы сделали для себя интересное открытие: если раньше был мир «почемучек», анализирующих и ищущих причину, то сейчас для многих детей значим вопрос «зачем?», а это значит: надо знать цель и что как следствие будет в будущем. И поиску ответа на этот вопрос во многом способствует проектно-исследовательская деятельность. Проект позволяет интегрировать в себе содержание различных практик и дает ответы на интересующие вопросы: «Зачем дует ветер и что такое кислород?», «Зачем нужны осьминоги?», «Канал - это естественный или искусственный водоем?», «Откуда берется воздух?», «Почему дым белого цвета и почему вода всегда течет вниз?». А есть и такие детские вопросы, после которых хочется и учебник открыть: «Что крутится вокруг атома: нейтрон, электрон или протон?», «Какова масса бозона Хиггса?» или «Как появился Интернет?». И из каждого вопроса вытекает маленький проект или мини-исследование, или беседа-рассуждение.
Смесью различных цветов - красного, оранжевого, желтого, синего - нам представляется старший дошкольный возраст. Самостоятельность в этом возрасте не столько умение исполнять какое-то действие без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Для детей этого возраста большое значение имеет быть самыми лучшими, а для педагога - быть творцом, уметь и желать творить, в том числе сочинять новые слова или стихотворения, например, как пятилетняя Ника:

На белом листе
нарисован наш дом.
И мы в этом доме
все вместе живем.
И люди с людьми
говорят обо всем.
И нам ли не знать,
как мы дружно живем!

Нет пределов совершенствованию, развитие человека бесконечно и не имеет границ. И вряд ли мы доберемся до последнего витка спирали. Но надо понимать: когда мы строим «дом», в котором будет жить наш ребенок, важно заботиться о качестве отдельных «кирпичей» и правильности их «укладки». И только от нас зависит, насколько этот храм будет наполнен светом радости и доброты.

Елена ЛОМАКИНА, педагог-психолог гимназии №1562;
Екатерина ОСЬКИНА, старший методист гимназии №1562