Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями.

Али Апшерони

Много профессий существует на Земле. В настоящее время их насчитывается около 50000, и каждая из них по-своему важна и необходима. Об этом многообразии школьники практически не имеют информации.
У всех на слуху профессии врача, учителя, экономиста, программиста, юриста. Но существует множество других профессий, о которых известно далеко не каждому.
Школьные годы - основной этап формирования интереса к осознанному выбору профессии. Мы на уроках стараемся заниматься проблемой профориентации, используя различные методы. Работаем сразу по нескольким направлениям: интеграция предметов естественно-математического цикла, проведение внеклассных мероприятий и уроков в музее, проектная деятельность.
Формирование профессиональных намерений школьников проходит несколько этапов. Для проведения практической профконсультационной работы важно выделить несколько из них.
Первый этап - это первичный выбор, основанный на поверхностном представлении о мире профессий, известных учащимся по названиям и некоторым внешним признакам (по форме одежды, манере поведения). Школьник, находящийся на этом этапе, обычно неустойчив по своим профессиональным намерениям, что вполне естественно. Первичный выбор характерен для учащихся младшего возраста, когда еще не возникает вопросов о содержании профессии, условиях работы, престиже, и ориентирован на эмоциональное восприятие.
На этом уровне мы должны начать формировать познавательный интерес к различным областям наук, с которыми дети еще не знакомы. Учащиеся начальных классов с удовольствием посещают занятия в школьной лаборатории «В науку шаг за шагом», во время которых они знакомятся с азами работы с лабораторным оборудованием, законами и явлениями природы. А как приятно видеть глаза ребенка, который только что сделал для себя маленькое открытие! Особый интерес у ребят начальной школы вызывают уроки, которые проводят старшеклассники. Такие педагогические приемы помогают активизировать внимание. В результате данной работы у учеников возникают интересы, которые будут иметь выход на профессиональную деятельность.
Второй этап работы проводится с учащимися 5-8-х классов, когда происходит переход от этапа первичного выбора к этапу профессионального самоопределения. Обычно этот этап у школьников проходит неравномерно, и одна из важнейших задач заключается в том, чтобы удержать их познавательный интерес. Здесь большая роль отводится личности учителя, его способности вести за собой. «...Он создал нас, он воспитал наш пламень...» - так писал А.С.Пушкин о своем учителе Куницине.
На этом этапе актуальны такие виды деятельности, как проектная работа, проведение интегрированных уроков и уроков в музее, внеклассных мероприятий, посещение тематических интерактивных выставок, технопарков. Все это прививает устойчивый интерес школьников к науке и технике.
Один из принципов процесса формирования целостной картины мира - интеграция знаний как установление соотношений между естественно-научным содержанием и содержанием, отражающим различные виды человеческой деятельности. В своей практике мы часто используем интегрированные уроки и считаем их очень успешными и действенными. При проведении таких уроков мы знакомим ребят с разнообразной деятельностью представителей различных профессий, предлагаемых на рынке труда, особенностями мышления, с вузами, в которых можно получить данные профессии. Обращаем внимание на то, какие предметы им необходимо осваивать.
Третий этап работы заключается в таком средстве дифференциации и индивидуализации обучения учащихся 9-11-х классов, как предпрофильное и профильное обучение.
Начиная с девятого класса старшеклассникам приходится решать ряд вопросов, связанных с профессиональным самоопределением. Единый государственный экзамен ставит старшие классы школы перед выбором профессии задолго до получения аттестата о среднем образовании. Однако определиться с выбором нужно заранее, чтобы эффективно готовиться к ЕГЭ или выбрать программу профильного обучения в старших классах. Эти объективные обстоятельства вынуждают старшеклассников задуматься о будущей профессии.
Важным моментом в профориентационной работе является построение нескольких маршрутов профессионального образования. Программа профильного обучения, которую выбирают старшеклассники, стала существенной помощью в профессиональном самоопределении школьников. Популярными профилями являются: физико-технологический, гуманитарный (включая иностранные языки), социально-экономический, химико-биологический. Также немаловажную роль играет посещение учащимися «Университетских суббот», которые проходят в вузах Москвы. Преподаватели вузов читают лекции, проводят интересные практикумы, погружая учащихся в студенческую жизнь, знакомят со специальностями, которые можно получить в данном образовательном учреждении.
Таким образом, становление учащихся как личностей, их профессиональное самоопределение - сложный и длительный процесс в жизни каждого молодого человека. Для выбора специальности, самоопределения в жизни подростку необходима информация о мире в целом, о возможных профессиях и требованиях, предъявляемых к каждой из них, о своих способностях, интересах, возможностях. Необходимо постоянно расширять кругозор обучающихся, знакомить с разными видами трудовой деятельности, создавать условия для самоопределения. И тогда каждый учащийся сделает правильный выбор.

Светлана ЧАЩИНА, учитель химии гимназии №1562 имени Артема Боровика, победитель конкурса ПНПО 2013 года;
Светлана ЗОЛОТОВА, учитель математики гимназии №1562 имени Артема Боровика, победитель конкурса ПНПО 2015 года;
Дарья КУЛИНКИНА, учитель химии и биологии гимназии №1562 имени Артема Боровика