В конечном счете порядок, и только порядок, создает свободу. Беспорядок создает рабство.
Шарль Пеги

Действовать без правил - самое трудное и самое утомительное занятие на этом свете.
Алессандро Мандзони

Eсть такое мнение, что рядом с детьми всегда должны находиться взрослые, я с этим не могу согласиться. Задача учителя, родителя не столько в том, чтобы научить детей правильно себя вести, когда на них смотрят, задача сложнее - научить человека себя правильно вести даже когда на него никто не смотрит. Поэтому главное - научить школу жить независимо от нас по логичным правилам, которые работают в системе одинаково справедливо для всех.
Понимание принципа ответственной свободы московских школ - главное правило уверенной жизни директора и надежной работы школы. Город предоставляет возможности, Департамент обеспечивает реализацию возможностей для работы, но организовать работу внутри самой школы мы не можем и не должны, это не наша задача, это задача управленческой команды, директора. Чем меньше мы будем вмешиваться в управление школой или под видом помощи брать на себя за это ответственность, тем лучше всем: и школе - она гораздо больше будет осознавать свою самостоятельность, свою свободу, свою ответственность, и нам - меньше совершим ошибок, меньше толкнем на ошибки людей в учреждениях.
Наши московские школы сегодня самостоятельны и независимы, они, что называется, «стали взрослыми», они знают правила работы, а наша задача одна - не давать эти правила нарушать. Я на одном из собеседований с кандидатами в директора школы задал достаточно провокационный вопрос, я их спросил: «Что с вашими школами произойдет, если Департамент весь целиком на 6 месяцев уйдет в отпуск, но все информационные системы будут работать?» Они долго рассуждали и пришли к одному очень интересному и приятному для меня выводу, что если управленческая команда школы не совершит никаких управленческих ошибок, то ничего плохого со школой не произойдет. Что Департамент как таковой уже для многих школ элемент не обязательный - «правила есть, система есть, мы работаем». Это обрадовало, потому что стало очевидно, что система московского образования все дальше и дальше отходит от ручного управления (читай - манипулирования) всем и вся из Департамента. И подтвердило правильность того, что за последние 5 лет мы сократили более чем в 4 раза количество чиновников и квазичиновников в системе Московского образования.
Кстати, у грамотного директора ежедневная жизнь коллектива школы тоже не требует его постоянного вмешательства. Если бы меня спросили, что в таком случае должен уметь хороший директор школы, я бы ответил просто: читать, считать, слышать и разговаривать. Вполне достаточно 4 метаумений, метакомпетенций, чтобы организовать эффективное управление школой, - правила есть, система есть, школа работает. Ну и, конечно, если директор найдет себе компетентных заместителей.
Задача директора сводится к тому, чтобы сформировать эффективную команду, создать систему внутришкольных «правильных правил», которые и будут управлять людьми, ресурсами, процессами, результатами и информацией. А директор, по сути, такой же «будильник» для школы, как Департамент для всей системы, и его, директора, ответственность заключается в том, чтобы, создав «правильные правила» внутри школьной системы, которые помогут коллективу развиваться, а ученикам - добиваться высочайших результатов, обеспечить их выполнение. Надежная Московская Школа начинается с надежного московского директора.
И очень хорошо, что сегодня у наших директоров появляется возможность доказать себе, людям, городу, что у него есть профессия. И это профессия не директор школы №... (больше он ничего не умеет), а что он директор Московской Школы и способен любую Московскую Школу развивать, выводить на необходимый уровень. В современной работе со школой как с проектом существует нормальная практика, когда любой аттестованный заместитель может стать директором и эту же школу развивать уже по-новому. Это, конечно, очень мотивирует коллектив постоянно работать над собой.
Сегодня действие принципа ответственной свободы необходимо распространить на внутришкольную жизнь: на взаимоотношения директора и коллектива, на взаимодействие педагога и учащегося. Когда школа существует по принципу ответственной свободы, где каждый понимает свою задачу (при полном понимании общесистемных задач), свою обязанность и вместе с тем не ограничен в реализации своего творческого, профессионального потенциала, эта атмосфера самостоятельного, ответственного труда становится прекрасным подспорьем для воспитания в ребенке объективной самооценки, честного отношения к себе и своим результатам. А это значит, что школа умеет научить ученика главному - развивать свои таланты и применять их во взрослой жизни ради своего успеха, на благо своего города, своей страны. То есть у ребенка, как и у всего коллектива, формируются внутренняя мотивация, осознанное желание стремиться к лучшему результату, а не возникает желание избежать тягостной повинности отчитаться перед кем-то на уроке, на контрольной, то есть все делать ради отчета для кого-то, но не сделать свой, личный шаг развития.
Саморазвитие, непрерывное обучение - естественные запросы времени, особенно сегодня, когда мир меняется так быстро. Высокотехнологичная современность учит нас одной очень важной вещи - высокому уровню самодисциплины, умению следовать четким закономерностям в работе со сложными механизмами, понимать их алгоритмы действия в короткие сроки, иными словами, умению соблюдать правила. «Правильные правила» в жизни школы помогут ей стать адекватным времени примером для своих учеников, а директору и учителям серьезно облегчат работу.

P.S. Прaвило - термин, обозначающий действие или определенную последовательность ряда действий, обеспечивающих стабильность применения наиболее эффективного, по сравнению с ранее применяемыми, метода для достижения намеченной цели, решения поставленной задачи или выполнения определенной функции (Википедия).

Исаак КАЛИНА,
руководитель Департамента образования города Москвы, министр Правительства Москвы