- Оксана, как все-таки вы оказались на «Мухтаре»?
- Меня позвал Александр Николаевич Полынников, у которого я только что снялась в «Дружной семейке». Сказал, что хочет заменить уже утвержденную актрису. Я пришла, посмотрела тексты. Боже мой! Как я буду произносить эти страшные слова: «Удар тупым предметом по голове. Подробности после вскрытия»?! Больше ничего не было прописано вообще. А мне говорят: «Ты актриса, давай придумывай!»
Я подумала: если Жанетта работает в мужском коллективе, значит, она эффектная женщина, должна быть яркой. Если работает в одном кабинете с криминалистом - она ему нравится. Пусть он будет в нее влюблен! Мне говорят: «Но это же в сценарии не прописано!», а я: «А мы будем играть между строк». Так появился этот мой странный персонаж - Жанетта Петровна Сельская. И уже потом авторы писали под меня новые серии.
- А вам она не надоела за все эти годы?
- Нет, не надоела. Я мудро подписала контракт - меня имеют право снимать не более десяти дней в месяц. Поэтому у меня всегда была возможность сниматься в других проектах.
Я по ней даже скучала. Приезжала и с удовольствием отрывалась в этом проекте. У ребят же по-другому получилось - они были вынуждены сидеть в Киеве два-три года безвылазно.
- Главных героев в сериале играли разные артисты. Но из них почему-то больше всех запомнился Александр Носик...
- Да, Саша Носик, великолепный друг и актер, играл потрясающе. Он был настолько харизматичен! Но он сыграл всего пятьдесят серий в Москве и пятьдесят серий в Киеве. Это был 2005 год. Все остальные десять лет снимались другие актеры. Но все почему-то помнят именно Сашу Носика, хотя его серии показываются редко.
Что сказать? Саша ушел сам с проекта из творческих соображений. Потом пришел Саша Волков, потом Паша Вишняков, Леша Шутов, опять Паша Вишняков. Они тоже уходили, но не так, как Саша: думали, что их сейчас начнут быстренько снимать в других проектах. Не получилось. И потом они возвращались к нам.
- А в жизни вы как к собакам относитесь?
- С пиететом. Я их глубоко уважаю. Но понимаю, что это все-таки животное. Если кинолог мне говорит, что пес не в настроении, поздороваюсь, просто поглажу его и не буду лезть. Потому что могу получить от него за это. Я осторожна. Но когда у Мухтара прекрасное настроение, мы можем играть, дурачиться, валяться на траве, он слизывает у меня грим, это здорово!
- В вашем телесериале Мухтара ведь играет не одна собака?
- Да. Пять собак. Якс, Прайм и другие. И с каждой находишь общий язык...
- А дома нет своего Мухтара?
- Нет, мы не можем себе это позволить. Часто ездим на гастроли. У нас дома нет даже растений...
- Вы снялись уже в десятках телесериалов... Работа в сериале для актрисы идет в плюс или минус?
- В плюс! Только так могут артисты отточить мастерство. Я часто сталкиваюсь с такой ситуацией на съемочной площадке: к нам на съемку приходят очень известные артисты, и тут говорят: «Объект не готов». Если сериальные артисты мгновенно переключаются и легко играют другой эпизод, то артист кино испытывает определенные проблемы. Он не умеет ждать. Он готовился плакать и не может смеяться, если его попросит режиссер. Он не может мгновенно эмоционально впрыгнуть в сцену. Он негибкий. Ему надо раскачиваться.
И наоборот. Любой актер из сериала, попадающий на киноплощадку, мгновенно, как ртуть, перетекает. Подстроиться под режиссера в полном метре для него не проблема. В кино ведь снимают полторы-две минуты за смену. А мы снимаем, бывает, по тридцать минут экранного времени в день! Мы натренированы, как часовой механизм. Цифровой. А есть часы «Слава» российского производства - если они встали, то их надо нести в ремонт... То есть актер должен отдохнуть, перестроиться. И это показатель.
Так что работа в сериале - это хорошо еще и потому, что, когда актер возвращается в театр, он там работает уже по-другому - ярче, смелее.
- А вы помните, как оказались на телевидении?
- Это был 1995 год. Тогда я полгода работала на турецком телевидении. Мы снимали на 45-м канале программу «Стамбул глазами россиян». Правда, там Стамбул называют Истамбул.
Эта программа была адресована нашим соотечественникам: тогда как раз начался челночный бум, в Турцию приезжало много наших людей из бывших советских республик. Канал вещал как раз на те районы, где жило много русскоговорящих. И турки мудро поступали, потому что программа была посвящена только историческим и культурным событиям. Не будем забывать, что треть всех древнегреческих памятников культуры находится на территории современной Турции.
- Не страшно было? Все-таки чужая страна, а вы актриса...
- Когда я неожиданно получаю работу, то никогда не боюсь. К тому же у меня уже был большой театральный опыт. А с 1991 года я снималась в кино, в клипах, в рекламе, хотя тогда все стояло. И это помогло. Я была достаточно опытным человеком. И только потом уже, спустя год, сама себе удивлялась, как это я решилась?
- В Турции постоянно жили?
- Нет, я приезжала раз в три или в два месяца по графику. За неделю все снималось блоками. Потом монтировалось и выпускалось в эфир.
- А что за проект был у вас на «Дарьял-ТВ»?
- Ой, там у меня был чудесный опыт. Просто фантастический! Там я вела программу «Веселый погребок».
- Типа «Кабачка 13 стульев»?
- Почему-то все сравнивают. А когда мы снимали, нам даже в голову это не приходило! Потому что мы делали все по-другому. Там очень пригодилась моя дружба со многими коллегами, актерами. Я их приглашала в программу, и они мне не отказывали. Так впервые появились перед камерой Андрей Чернышов, который не очень был заметен тогда в «Ленкоме», Игорь Письменный и многие другие.
На второй сезон я там уже выступала и как сценарист, и как режиссер. А потом Аркадий Вайнер предложил мне делать программу «Там, где собираются звезды». Так я стала пани Ксенией, а мой коллега - паном Гашеком.
Потом еще было «Путешествие за здоровьем», которое мы снимали в Австрии в 2001 году.
- А что за проект вы делали в Гонконге?
- Это был 30-серийный сериал. Государственный проект. В нем принимали участие четыре страны: Китай, Гонконг, Англия и Япония. Там события разворачиваются с 1920 года. Мой персонаж, англичанка Кэти Сэпот, молодой адвокат, приплывает в Гонконг. А в 1982 году, когда Маргарет Тэтчер подписывает возвращение Гонконга Китаю, моему персонажу уже 86 лет. Моя Кэти прошла многое, в том числе и японский плен. Но у нас этот сериал не показывали, это чисто китайский проект...
- Работать за рубежом труднее?
- Любая работа за границей, даже в прекрасной группе с фантастическими артистами, - это стресс. Я знаю, мне повезло сниматься с Мюрреем Абрахамом в фильме «Перестройка».
Но в любом случае, как бы ни тешил свое самолюбие, всегда сталкиваешься с языковым барьером. Даже если хорошо говоришь и понимаешь по-английски, мыслишь ты все равно на русском языке! Любой иностранный язык сложно освоить до конца, если он не является профессионально необходимым тебе.
Работая в Турции, я прекрасно говорила по-турецки на тот момент и хорошо понимала местных. Но прошли годы, я приезжаю в Турцию и вспоминаю... ну, слов пятнадцать. Так же и с китайским языком, и с английским. Без практики все забывается.
- А чем отличается ваша программа «Вкусно» на канале «360» от других кулинарных шоу?
- Я там просто ведущая, обыкновенная домохозяйка, не знающая секретов высокой кухни (как и мой гость). Их знают мастера-повара. Под каждое блюдо наши редакторы приглашают специалиста. Так, паэлью делает у нас испанец, пиццу - итальянец, плов - узбек. И так далее. Этим и отличается.
- Такой настоящий кулинарный ликбез.
- Абсолютно!
- Кто из наших телеведущих вам наиболее симпатичен?
- Когда пришел Борис Корчевников на РТР, я была просто потрясена. Он к каждой истории относится трепетно, рассказывает как об истории своего друга. Еще мне очень нравится Катюша Стриженова. Она просто замечательная! Владимир Соловьев - я просто покорена им! Он человек высокообразованный, с большой внутренней культурой. На своей программе он сталкивается с такими полярными мнениями! И дискутирует с участниками, не переходя границы.
- Вы замечательно поете... И не только романсы...
- Романсы - это был мой первый опыт записи в 1999 году, еще на кассеты. Вообще же я актриса музкомедии и должна была работать в музыкальном театре. Но когда я вернулась из Гонконга, я полностью потеряла голос и долго восстанавливалась. Голос вернулся уже с хрипотцой. Теперь у меня другой репертуар. И я часто выступаю с концертами, тем более что муж у меня звукоинженер, владелец звукозаписывающей фирмы.
- Как появилась книжка о Непале?
- Случайно. Я ведь никогда не хотела быть писателем, хотя ко многим своим песням писала тексты. Я много путешествую. И книжка получилась из заметок, написанных буквально на бумажных салфетках.
Мне хотелось сохранить эмоции. Друзьям читала, они посоветовали сделать книгу. Помогло украинское издательство. На очереди книга о Европе и о Пекине. Но в Китае так быстро все меняется, так бурно развивается, и мы переписываем ее каждый год. Надо остановиться (смеется).
- Оксана, а что у вас в кино сейчас?
- Снялась у молодого режиссера Николая Бурлака в трилогии об актерских буднях. Там по сюжету все происходит в один день. Я играю директора капризной звезды. Очень точный, честный и жесткий сценарий Бурлака, с которым мы познакомились на моем любимом фестивале «Амурская осень» в Благовещенске.
- Как вы все успеваете?
- Я считаю, что все от тебя самого зависит. Любой человек все намеченное успеет, если захочет. Надо просто выстроить жесткое расписание. И следовать ему. Жаль, что в месяце 30 дней. Если бы было 38, они все были бы у меня заняты!