Отзывы на «Викинга» не замедлили разделиться на две части - одни восхищаются голливудским масштабом и патриотическим содержанием фильма, другие возмущаются «искажением» отечественной истории. Поясним для несмотревших: речь в картине идет о приходе к власти князя Владимира, он и есть варяг, или, как более модно сейчас говорить, викинг. Отчасти это действительно так, он ведь правнук варяжского князя Рюрика, хотя его кровь и сильно разбавлена «местными» вливаниями через женитьбу и любовные связи. Да и дружины князей состояли в основном из варягов (правда, уже здешних) и при военной необходимости пополнялись наемными дружинами заморских викингов. Ну чего ожидать от викингов, зритель знает: кровожадности, беспощадных битв и алчности. Все это в картине есть. Владимир со своим варяжским воеводой Свенельдом и отрядом наемников крушит и убивает практически всех на своем пути - насилует полоцкую княжну Рогнеду на глазах родителей, а затем их убивает, вероломно губит старшего брата Ярополка. Все основные факты соответствуют при этом летописным описаниям единственного близкого по времени источника - «Повести временных лет». Это такой богатый эпический материал, что давно просился на экраны, и спасибо авторам, что снято все действительно красочно и качественно - в техническом отношении не уступит исторической продукции Голливуда.
Что же так коробит знатоков отечественной истории, которых, как шутят творцы ленты, оказалось на удивление много? Притом что источников почти никаких: та же «Повесть временных лет» дошла до нас в списке ХIV века, тогда как Владимир правил на рубеже Х-ХI веков. Неужели камень преткновения в том, что в фильме вместо Добрыни (прототипа былинного Добрыни Никитича) воеводой Владимира назван Свенельд? Но такой действительно жил в те времена, он был значительной фигурой еще при князе Игоре, а закончил свои дни уже при его внуке Владимире. Художники имеют полное право создать свой собирательный образ харизматичного и по умолчанию коварного царедворца-военного, привыкшего манипулировать князьями и менять их в зависимости от своих интересов. Дело, конечно, еще в актерской достоверности и мощи сыгравшего Свенельда Максима Суханова. В фильме именно его персонаж развязывает войну Владимира и Ярополка и подсылает убийц к последнему без ведома своего князя. Раздражает многих и «неполиткорректное» изображение язычников, получившихся чем-то средним между зомби и отморозками, но опять-таки человеческие жертвоприношения из летописей не выкинешь (другое дело, доверять ли этим описаниям, написанным с позиции христианской идеологии). Неча, как говорится, на зеркало пенять.
Понятно же, что в истории все было куда страшнее, и приписываемое Эрнсту и Ко обилие крови и грязи на экране лишь необходимый антураж эпохи: никакого натурализма и смакования в изображении убийств у авторов и в помине нет, зрителя ужасает само происходящее, но не его картинка. Это лайт-вариант истории, даже в категории 18+ (у фильма есть еще и версия 12+, отличающаяся несколькими минутами экранного времени и монтажом).
Другое дело, что блюстителей общественной морали задевает «некрасивость» восхождения к власти Крестителя Руси, нашего Красна Солнышка, но это претензия ведь не к авторам, а к природе человека и власти, которая всегда и у всех народов толкала претендентов на самые низкие поступки, вспомним Рема и Ромула или Нибелунгов.
Напротив, в чем создателей «Викинга» можно упрекнуть, так это в том, что Владимир здесь слишком белый и пушистый: все основное зло приписывается его злому гению или бесу Свенельду, в фильме нет и намека на его известную по тем же летописям похотливость (ему приписывалось не менее 6 жен и 800 наложниц!). Даже в истории с Рогнедой его умудрились выставить едва ли не жертвой несчастного случая: князь, мол, выпил перед боем галлюциногенный напиток и ничего не помнил, очнулся - гипс, точнее, ужас, ужас... Да и сама Рогнеда хороша - обозвала жениха (а Данила Козловский в старинных одеждах красавец пуще прежнего) сыном рабыни, а какой же мужик это стерпит? В общем, актер и в этой роли не слишком выходит из амплуа попавшего в сложную ситуацию джентльмена, даром что ли в него влюбляется беременная вдова Ярополка Ирина (Светлана Ходченкова)? Это в убийцу-то мужа!.. В картине это целомудренная, благородная, хотя и невнятная лавстори. К слову, по летописи, Владимир ее делает своей наложницей, а потом признает родившегося мальчика своим сыном.
Самый же показательный, он же душеподъемный, момент в картине - исповедь Владимира греческому монаху перед крещением. «Ты сам убил брата своего?» - вопрошает священник. «Сам», - признается Владимир, впервые осознавая всю тяжесть зла, к которому причастен. «А воин и его сын погибли по твоей вине?» - «А по чьей же?!» - почти воет он. Козловский честно играет хорошего человека, благородно принявшего вину своих воинов на себя и мгновенно ставшего практически праведником. Конечно, чувств и мыслей великого князя мы уже никогда не узнаем, но, думается, реальный Владимир был, мягко говоря, куда более сложным человеком. И правда о мотивах принятия и методах распространения христианства на Руси куда интереснее голливудской по духу интерпретации. Но кино и не обязано говорить правду, оно призвано творить легенды. Другое дело - с расчетом на вечность или в угоду своему времени. «Викинг» в этом отношении получился конъюнктурным.
В этом, наверное, главное, хотя и ожидаемое (учитывая политику Первого канала), разочарование от этой захватывающей дух истории. И все-таки авторов «Викинга» следует поблагодарить хотя бы за то, что вообще вызвали из небытия общественной памяти начало нашей истории, заставили многих перерыть Всемирную паутину и книжные источники, чтобы узнать, а как и что могло быть на самом деле, а там, глядишь, и задумаемся, откуда есть пошла земля Русская и почему до сих пор у нас «не мы такие, жизнь такая».

Интересные факты

По словам продюсера ленты Анатолия Максимова, начало работы над «Викингом» - 2008 год. Съемки же начались в марте 2015 года.
Всего над фильмом работали более 3000 человек: строителей, артистов, художников, операторов, каскадеров, массовки и т. д.
Больше половины из огромного бюджета «Викинга», а это 1,25 млрд рублей, составили государственные средства. На сегодняшний день фильм собрал почти столько же.
«Викинг» стал первым российским фильмом, который вошел в топ-10 лидеров кассовых сборов мирового кинопроката.