Монотонность дороги скрашивает незатейливый мотивчик какого-нибудь шлягера, который проигрываешь в голове, или вдруг привязывается строка популярной песенки из кинофильма. Я, например, на разные лады повторял: «Говорят, что здесь бывала королева из Непала...» Вряд ли так на самом деле. Не королевское это дело - бродить по джунглям или карабкаться по крутым склонам. В основном по дороге мне встречались жительницы окрестных селений. Обращал внимание на лица, походку, одеяния, однако главным образом на груз на голове или за спиной. Подумалось, что если славянка коня на скаку остановит, то ее непальская подруга, сделав то же самое, еще и взвалит скакуна на себя. Подъезжая к Похкаре (стартовый пункт гималайских горовосходителей), я заметил на полянке группу женщин, отдыхающих возле плотно сбитых тюков из зеленых веток. Повод для знакомства нашелся быстро. Я слез с велосипеда, поздоровался и, вручив самой молодой непалке фотоаппарат, попробовал взвалить на себя одну из вязанок. Сделать это удалось, только когда на помощь мне пришла одна из носильщиц. Я согнулся под непомерной тяжестью груза (в нем было не меньше пятидесяти килограмм!), и даже когда удалось надеть налобную лямку, которая несколько облегчила ношу, равномерно распределяя вес по спине, я с трудом сделал несколько неуклюжих шагов...
Дал Бог крест - даст и силы его нести. Так везде, в разных уголках планеты, у всех народов. Речь как о кресте - моральном жизненном грузе, так и о разных конкретных физических тяжестях, с которыми приходится шагать (в прямом смысле!) по жизни. «Раньше, онучек, мы как с базару шли. К лантуху привязывали торбу, лантух за спину, а торбу на груди. Так пеши и добирались до дому. Тяжка то была ноша. А куда денешься... Бывало, правда, кто и сажал на воз...» - рассказывала украинская бабушка. «У нас в ходу все больше пестери были. Это такой плетеный из бересты короб с лямками. С ним и по ягоды, и по грибы, и в столицу за харчами». А это уже воспоминание российской «бабиньки». У каждого народа в зависимости от климата, рельефа местности, традиций свои способы и приспособления для переноски грузов. Перво-наперво его нужно приподнять, взвалить на себя. Вспоминаю, как в студенческие годы мы разгружали вагон с цементом. Вместе с нами работали грузчики-профессионалы. Через пару часов я совсем выдохся, еле волок ноги под очередным мешком. Во время перекура ко мне подсел кряжистый грузчик: «Ты бери мешки с крайнего ряда, там штабель у стенки еще в самый раз под твой рост - лишние поклоны твоему хребту ни к чему. И не глазей по сторонам - перед собой, под ноги смотри...» Советы эти до сих пор помню. Тот же, скажем, рюкзак в походе во время привального отдыха стараюсь разместить на каком-нибудь возвышении, скажем, на валуне, чтоб потом просто влезть в лямки и, почти не приподымаясь, продолжать движение. Со студенческих стройотрядовских времен усвоил я и другие простые (ох, и непростые!) приемы подъема и переноски тяжестей. Их вообще-то нужно знать каждому. Ремесло грузчика за плечами не носить. Впрочем, как раз за плечами, на своем родном горбу, оно часто и оказывается. В любой момент жизнь может нагрузить нас. Стоит или нет покориться, отбить поклон судьбе, что одарила тебя непосильной ношей? Не знаю. Все, наверное, зависит от обстоятельств. Опытные грузчики утверждают, что поднимать любой груз нужно не в наклоне, за счет прогиба спины, а присев на корточки или опустившись на одно колено - спина должна быть обязательно прямой, работают в основном мышцы ног. В них вся грузоподъемная сила. При этом груз должен располагаться ближе к груди. Чем, кстати, дороже, тем ближе. Нежелательны при этом рывки, резкие повороты туловища, переносы тяжелого предмета в сторону. В подмогу и соответствующее снаряжение - широкий, плотно облегающий стан пояс, фиксирующая обвязка груди. Ими, кстати, снабжены современные туристические рюкзаки. Весьма удобно и практично. Не раз испытал на себе.
В народе придумано множество простых приспособлений для переноски груза. Его, скажем, можно прикрепить к концу посоха, который кладется на плечо. Если груз расположить на двух концах, то это уже будет коромысло. Раньше оно было первостепенным предметом сельского быта. Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит. Деревянная дуга с крючками или выемками на концах использовалась для ношения разных грузов, но в основном для ведер с водой. С помощью коромысла в виде круглой в сечении палки крестьянки чаще всего переносили с реки выстиранное белье. При этом коромысло несли две женщины: один его конец лежал на плече идущей впереди, другой - на плече идущей сзади. Во время сплава по Енисею в одном зимовье, где я провел ночь, мне на глаза попалась обтянутая берестой еловая рамка с привязанными к ней полуистлевшими кожаными ремешками. «Это поняга, - объяснил приехавший утром на лодке хозяин. - Еще от дедов осталась. Многие таежники такими горбовиками пользуются». Охотник вытащил из чулана и продемонстрировал мне свою самоделку. Она представляла собой снабженный лямками станок из алюминиевых трубок с выступом для груза. «Удобная штука для любой добычи, - сказал сибиряк. - Хоть ведро за спину ставь, хоть короб с грибами, хоть мешок с орехами, хоть даже тушку кабанчика или тайменя пудового». Вернувшись домой, я не поленился, заглянул в словарь Даля, нашел определение этого приспособления для облегчения переноски грузов: «Поняга - носилка из лучков на спину, коза, крошни». Из подручных средств, тех, которые можно найти среди дикой природы, по этому принципу легко изготовить простейший заплечный станок. На его описание я наткнулся в одном из номеров журнала «Всемирный Турист» (издавался такой в двадцатых годах прошлого века). Автор назвал это приспособление «рогулькой», указав, кстати, что его рекомендовал для переноски грузов известный исследователь Уссурийского края Владимир Арсеньев. Вырезается ветка с развилками (в соответствии с ростом и шириной спины носильщика), нижние отростки соединяются, и сверху к ним привязываются лямки. С другой стороны «рогульки» веревками прикрепляется груз. Можно использовать две «рогульки»: одна прилегает к спине, другая прижимает груз. Автор добросовестно перечисляет преимущества «рогульки» перед рюкзаком: груз не прилегает к спине плотно всей поверхностью, отчего спина меньше потеет, нагрузка равномерно распределяется вдоль спины, объем груза, который довольно компактен и устойчив, почти не ограничен. Ну и в конце такое весьма красноречивое резюме: «Стоимость рогульки равна нулю».
«Не бери в голову» - такой совет мы часто слышали от родных и друзей, которые хотели избавить нас от лишних забот и душевных мук. Их тяжесть нередко бывает непосильна для человека. Это если в голове. Совсем другое дело, когда конкретный груз размещен на голове. С этим способом переноски тяжестей мне не раз приходилось сталкиваться, странствуя по Индостану. Вот с базара возвращается молодица с огромной корзиной бананов на голове. Вот домохозяйки возле источника наполняют водой кувшины и тут же, не боясь испортить прически, водружают их себе на головы. Идут гурьбой, свободно размахивают руками, о чем-то оживленно беседуют. Ни одна капля драгоценной влаги при этом не упадет на землю. Вот движется над толпой целая перемотанная веревками гора шерсти. Присмотришься, а под ней - худющий, черный от солнца и работы селянин - идет себе, что-то бормочет, перебирает четки. За ним гордо вышагивает служащий с пузатым портфелем, что, будто на пьедестале, покоится на чалме. Знания, науку, как и ремесла, за плечами не носить. Помня этот завет, студент торопится на занятия со стопкой учебников на голой макушке. Так, оказывается, проще овладевать не только книжной, но и жизненной премудростью. Смотришь на индийца или камбоджийца с многоэтажной стопкой посуды, тючков, ящиков на голове, и кажется, что искусством такой переноски громоздких грузов способен овладеть разве что циркач. На самом же деле все гораздо проще...

Окончание следует