Итак, речь пойдет о двух категориях человеческих качеств, существующих вполне самостоятельно и в то же время в теснейшей взаимосвязи между собой. Для их разведения мы использовали термины, некогда введенные в науку З.Фрейдом, обозначающие два разных психических процесса - интроекции и проекции.
Интроективные качества - это качества самого человека как индивида, выражающие его биосоциальную природу и особенности. Это качества, наследуемые и приобретаемые за жизнь. Каждый из нас сам по себе может быть честным, ответственным, организованным, умным и рассудительным человеком. Из таких качеств характера составляется образ «я-реальный». В ходе самопознания и самооценки складывается образ «я-идеальный», что далеко не всегда совпадает с «я-реальным». При этом «я-идеальный» вовсе не значит очень хороший и весь из себя правильный. Это всего-навсего значит сам себя представляющий, о себе мнящий, уверенный в самообразе. В реальных ситуациях общения с людьми оба образа действуют активно и решают его протекание и исход. Эти качества мы называем личными, персоне принадлежащими, ею демонстрируемыми в словах и поступках.
Проективные качества - те, которые нам приписываются отдельными людьми, сообществами или обществом в целом. Это то, что существует в общественном представлении, мнении, складывается по впечатлениям о встрече с нами или декларируется посредниками. Это качества «я-приписной». Не зря существуют выражения «внушает доверие», «вызывает симпатию», «располагает к себе», но и «о нем говорят», «его рекомендуют». Такие характеристики могут возникать как при личном общении, напрямую, так и при кем-то или чем-то опосредованном, когда личность не демонстрирует их в реальных поступках. Возьмем «авторитетный», «уважаемый», «интересный», «надежный», «доступный», «хороший» или «плохой». Уважать, испытывать влияние и любопытствовать, следовать за авторитетом могут только другие люди, но не «я-сам». Создателем и носителем таких характеристик является не субъект, а другие люди, вступающие с ним в субъект-объектные отношения. Эти качества можно называть личностными в силу их сугубо социального происхождения.
Далее остановимся именно на них. Наше видение и осмысление жизни в ее разных аспектах подталкивает к выводу о нарастании их роли в человеческих отношениях. По нашим подсчетам, в довольно полном словаре личностных свойств их примерно шесть процентов, около семисот слов и словосочетаний. Эти качества множатся, все больше появляется новых слов для их обозначения. Взять хотя бы «рукопожатный», «звездный», «медийный», «стрессогенный», «фантомный», «замеченный», «правильный», «реальный» или «крутой пацан».
Личные качества «честный» или «смелый» могут становиться проективными, если окружающие так же думают о человеке и ориентируются на него в общении. Речь идет лишь о тех, которые в принципе по своей природе не являются интроективными и личными, а существуют только как внешние, во внешней среде. Степень их приближенности к реальным личным качествам может быть самой разной.
Законен вопрос: можно ли проективные характеристики относить к характеру, поскольку они не личные в прямом смысле этого слова? Но ведь проективные качества чаще всего есть порождение интроективных, личных, языковой формой их обобщения. Дело только в том, что не все и всем они видны. В этом плане они надежны, ибо в лице первых имеют «доказательную базу», своего рода «вещественные доказательства» своего существования. Но могут быть и искусственно созданы, придуманы и запущены в обиход с корыстной целью. Не таковы ли многие медийные и звездные люди, лжегерои? Запущенные через СМИ характеристики работают, как настоящие, влияя на все стороны жизни реальных людей.
Еще более весомым доказательством права проективных качеств относиться к числу личностных характеристик являются почти массово встречаемые ситуации влияния их самих на тех, к кому они относятся. В связи с этим мне вспоминается масса подобных случаев, как учитель может словом, характеристикой подтолкнуть своего ученика к поступкам как со знаком плюс, так и со знаком минус. А чего стоят народные поговорки: «Сто раз скажи «свинья», на сто первый захрюкаешь»! Почти как закон. Известно нам и явление плацебо.
Человек, зная внешнее представление о себе, может опираться на него и даже манипулировать им с определенной целью. Собственно, для этого и существуют всякого рода рейтинги, изучение мнения студентов «Преподаватель глазами студентов». Из этой области и метод независимых характеристик. Все это относится к проективным методикам исследования и выявления именно проективных качеств.
Категория проективных личностных качеств довольно разнообразна. В ней выделяются качества положительные, одобряемые в сообществе и даже обществе в целом. Это: порядочный, оригинальный, фундаментальный, презентабельный, успешный. Есть, напротив, негативные, неодобряемые: непробиваемый, опасный, никудышный, испорченный. К сожалению, слов-характеристик с отрицательным оцениванием почти в два раза больше, чем с положительным. Есть немного характеристик нейтрального окраса - стандартный, типичный, традиционный.
Такие слова-характеристики рождаются в самых разных речевых стилях, охватывая весь диапазон речевой практики. В просторечье мы слышим - разболтанный, гнусный, мерзавец; в разговорном - опасный, зажатый, слащавый, запальчивый; в научном - лакированный, человечный или обесчеловеченный, растущий или стагнирующий. Есть и сленг - понтовый, офигенный, клевый, кондовый, крутой. Есть и фразеологизмы с идиомами - об кого ноги вытирают, гроша медного не стоит, порядочный негодяй, дутый авторитет, ходячий анекдот. Большинство проективных качеств по словесному составу славяно-русского происхождения, но есть и иностранного - авантажный, уникальный, оригинальный, экстравагантный.
Особую группу составляют слова-характеристики, «привязанные» к внешнему виду человека, возникшие под визуально-чувственным впечатлением: обаятельный, обворожительный, симпатичный, соблазнительный.
Немало оценок социальной позиции человека, закрепленных устойчивой характеристикой: нужный, эффективный, респектабельный, почетный, уважаемый, могущественный.
Как проективные качества, так и интроективные, могут быть и широко обобщающими, и очень конкретными, узкого диапазона действия. Возьмите такие оценки, как светлый или темный, широкой натуры или мелкотравчатый, и сравните их с комфортный, правофланговый, картинный, заметный.
Так мы убедились, что проективные слова-характеристики не могут быть выброшены из поля характера. Эти качества, существуя умозрительно в восприятии человека другими людьми, при этом функционируют как реально присутствующие. Они влияют на события не менее интроективных помимо подчас желаний самого человека и даже вопреки ему.
Какую роль в нашей жизни играют эти вроде бы и не наши, но прямо относящиеся к нам качества? На этот счет есть самые противоречивые советы. Соломон сказал: «Да похвалит тя ближний твой, а не уста твоя».
Но, повторимся, времена меняются. Беспрецедентный рост информатизации общества отделяет слово от реальности. Человечество вынуждено обращаться к этой категории качеств в силу общения на больших расстояниях и отсутствия живого взаимного присутствия. Возрастает манипулирование человеческим сознанием, отрываемым от реальной жизни, на новый уровень переходит человеческое общение, ориентируясь на них. Поднимается планка обобщающей оценки, при которой личные черты как бы уходят вниз, делаются менее значимыми. Все более важными, самоценными становятся статусные черты, характеризующие степень влияния личности на ход событий (через потребности, моду, литературу) и даже историю человечества в целом. С одной стороны, это плохой симптом. Он показывает тенденцию падения интереса к морали и повышения интереса к результату, а не средству действий («цель оправдывает средство», «победителей не судят» и «если ты такой умный, то почему такой бедный?»).
Эта тенденция невооруженным глазом видна на участившихся конкурсах и соревнованиях по самым разным направлениям, по особому вниманию к имиджу и имиджмейкерам, к популизму, протекционизму, поручительству и рекомендациям при поступлении на работу, к блату, подкупу, семейственности и кумовству во власти, а также по увеличению числа людей, называемых селебрити. Да и в сборе школьниками портфолио просматривается та же тенденция. Получается, что в наше время не труд и не человек реальный определяют благополучие жизни, а выделенность из массы себе подобных. Важным становится не быть, а казаться. Общество делится на узнаваемых и неузнаваемых людей, замеченных и незамеченных.
Педагогам, социологам, психологам, характерологам надо изучать сегодня этот феномен, искать новые подходы к воспитанию такового. Потому и в школах нельзя умалять значения некогда популярных сборов и собраний на темы «Расскажи мне обо мне», «Я - глазами друзей и недругов», «Давай познакомимся» и пр. Мы даже не заметили, как игра в личностно центрированное обучение породила артефакты отчужденности успеха и конкурентоспособности от реальных личных качеств человека.
Роль проективных качеств в обществе неизбежно будет расти. Спустя годы я поняла важность авторитета в глазах своих учеников, его силу влияния, значительно большую, чем многие мои реальные достоинства. Выносить это за скобки воспитания уже нельзя.

Валентина БЕЗРУКОВА, д. п. н., профессор, , р. п. Языково, Ульяновская обл