Увлечь ребенка своим предметом педагог может, но дальнейший путь в науку чаще всего лежит через систему дополнительного образования, где имеются и соответствующие кадры (часто это специалисты, приглашенные из вузов, НИИ, наукоемких предприятий), и материально-техническая база.
Именно дополнительным образованием занимается общероссийская организация Малая академия наук «Интеллект будущего». Педагоги, эксперты Малой академии наук придерживаются позиции, что каждый ребенок является потенциально одаренным, а задача педагогов - «увлечь», «подарить мечту» и дать «инструменты» талантливого мышления для ее воплощения.
Когда мы говорим об «инструментах» талантливого мышления, то речь идет о «навыках будущего», ключевых компетенциях, овладев которыми школьник может мыслить как талантливый человек. Например, если человек составил по всем правилам не менее 100 ментальных карт, происходит некоторый «перелом» в мышлении, оно становится системным, глубинным, ассоциативным. Этот же эффект можно наблюдать при овладении технологиями эйдетики (образного мышления).
Обучение и воспитание в стенах школы талантливого ребенка именно потому, что он, как никто, не приемлет шаблоны, чувствителен к восприятию нового, затруднено. Чаще такой ребенок находит «приют» в неформальных объединениях.
В этом смысле система научных обществ учащихся, возникшая в шестидесятых годах XX века, стала образцом того, каким может быть наше образование, чтобы, с одной стороны, поддержать и развить детей, создать для обладателей различных «даров» совершенно уникальную, под них простроенную среду, дать возможность реализовать себя в социально значимой деятельности, во взросло-детском сообществе единомышленников. С другой стороны, научные объединения учащихся, основой которых являются увлеченные педагоги, научные сотрудники, одновременно являются местом, где находят себя потенциальные таланты, способности которых были скрыты.
Положение учащегося в рамках школы можно оценить как зависимое, с элементами свободы.
Компенсировать недостающую свободу и активность в наибольшей степени можно именно в научных объединениях учащихся. Главное, ребенок сам выбирает, будет он заниматься астрономией или литературоведением, сам определяет, решает, с кем из предложенных педагогов будет сотрудничать. Учащийся вместе со своим наставником исследует, как явление (социальное, физическое или иное) проявляет себя, делает предположения, выдвигает гипотезы, проводит эксперименты, делает выводы, дает рекомендации, как использовать полученный результат, проводит рефлексию собственной деятельности - сколько всего того, что так важно в науке!

Татьяна ЛЯШКО, заместитель председателя Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего»