- В нашей области действует региональное отделение МАН, созданное в 2006 году, - рассказывает методист Тамбовского областного Центра развития творчества детей и юношества Екатерина Лобузнова. - Мы активно взаимодействуем с научными обществами учащихся по всем 30 муниципалитетам. Наши ученики участвуют в программах МАН, выступают в исследовательских программах. Коллеги, к сожалению, не всегда имеют возможность выбраться на мероприятия «в центр». Зато мы не пропускаем ни одного вебинара, проходим дистанционные курсы. Здесь, на фестивале, нам предложили комплексную программу для детей разного возраста, включая дошкольников, а также для взрослых, включая родителей и педагогов. Лично я получила огромное количество очень полезной информации, которой обязательно поделюсь с коллегами и педагогами области.
Для директора школы №12 Обнинска Калужской области Алексея Гераськина посещение любого из мероприятий МАН - это приобщение к творческому сообществу, способ выйти из рутины, возможность нестандартно взглянуть на стандартные проблемы и понять, что и они тоже так могут.
- Это позволяет встать над системой и управлять ею, - уверен он. - Тут дают конкретные знания, вплоть до того, что в той или иной ситуации рекомендуют произнести вот такую фразу и получить ожидаемую реакцию. Вернусь в школу - будет обмен впечатлениями, мнениями. Когда кризис, когда все сложно, очень важно добавить огоньку, найти необычные выходы из ситуации. Часто заявленные курсы повышения квалификации не оправдывают надежд, смысла в их посещении очень мало. О том, что нужны другие форматы повышения квалификации, говорят многие директора. И вот тут все это как раз и предлагают.
Методист Дома детского творчества «Дриада» Снежногорска Мурманской области Сергей Лапинский приехал сюда впервые. По его словам, подобного рода мероприятия проходят и в их регионе, причем в них также участвуют и взрослые, и дети. Однако форум федерального уровня все-таки имеет особый статус.
- Личное общение дает очень много, его не заменить никаким скайпом! - считает педагог. - Даже в формате вебинара не всегда из-за технических условий можно пообщаться с человеком глаза в глаза, поговорить по душам, задать все возникшие вопросы.
- Я уже не первый раз присутствую на форумах и фестивалях Малой академии наук, - признается заместитель директора по учебной деятельности краснояругской школы №1 поселка Красная Руга Белгородской области Лариса Бугаёва. - Очень тяжело, конечно, и отпускают с трудом, зато я всегда привожу материал, который идет просто нарасхват, и это окупает все. Могу с уверенностью сказать: те методики, которые нам дают на мастер-классах и семинарах, поистине уникальны! Нигде, куда бы я ни выезжала, ничего подобного нет.
Ученица 7-го класса школы №13 Ноябрьска, ЯНАО, Даша Алешина приехала на форум с проектом «Влияние крахмалосодержащих и белоксодержащих типов питания на активность амилазы слюны».
- Однажды я ела белый хлеб, и почему-то он стал сладким, - рассказывает девочка. - И я решила исследовать этот эффект. Учитель по биологии объяснила, как и какими методами его можно проверить. Она и стала моим научным руководителем. Но я тут уже не впервые. В прошлом году защищала проект, посвященный исследованию количества витамина С в ягодах, а в позапрошлом - рассказывала про кукол, которые были у моих предков. То есть я уже опытная, знаю, что к чему!
- Мы приехали целым коллективом с проектом «Здоровые шаги», - говорит ученица 4-го класса гимназии №3 Волгограда Лолита Будагян. - Он посвящен разработке новой системы здоровьесбережения. В проекте я выполняю роль библиотекаря, проверяю книги, чтобы они всегда были чистые. А помимо этого участвую в домашнем задании, играю Соловья-разбойника в былинной постановке. Плюс выступаю с сольным номером. Мне тут очень нравится, я бы с удовольствием приехала сюда еще раз!
Семиклассница Дарина Петрова из школы поселка Кёрлях, Республика Саха, также является участницей группового проекта.
- У нас есть очень грязное озеро, и мы решили его очистить, - говорит она. - Поэтому сначала разработали план действий, создали макет озера до и после его очистки. Нужно ведь наглядно показать людям, что за водоемом нужно ухаживать, его необходимо очистить и переселить в него рыбу. А на следующем этапе будет непосредственно сама очистка. То есть все последовательно!
Так что можно сделать вывод: сотрудничество детей и взрослых с Малой академией наук - это всерьез и надолго!