Ольга ЗЫРЯНОВА, музыкальный руководитель центра развития ребенка - детского сада «Солнышко» города Слободского Кировской области:

- Переход из детского сада в школу - переломный момент для ребенка. В детском саду его любили за то, что он такой, как есть - озорной, шаловливый, непосредственный, его не оценивали. Придя в школу, ребенок понимает, что здесь его оценивают и сравнивают с остальными детьми. У него появляется новый спектр обязанностей, новая социальная роль. Каждый день школьник должен идти в школу, вечером учить уроки. И очень часто появляется неприятие школьной жизни. Задача педагогов - создать такие условия в детском саду, чтобы дети полноценно прожили свое детство и в то же время подготовились к школе.
Во-первых, многие взрослые думают, что они делают благо, когда покупают ребенку много новых готовых игрушек. Но на самом деле мы должны дать возможность ребенку самому придумать себе игру, то есть так наполнить окружающую среду, чтобы ребенок мог из того, что есть вокруг, создать себе новую и интересную игру. Эта окружающая среда должна способствовать развитию самостоятельности, инициативности.
Во-вторых, порой многие взрослые думают, что ребенок станет умным и счастливым, если как можно больше нагрузить его учебной деятельностью, как можно раньше научить его читать, писать, считать, отдать в кружки, секции, школы развития, побыстрее передать ему свой опыт. А на самом деле ребенок должен иметь возможность освоить разные виды деятельности. Он должен играть, рисовать, петь, исследовать, наблюдать, общаться. Ребенок должен почувствовать себя способным к разным видам деятельности. Нужно, чтобы он научился самостоятельно организовывать свою деятельность и доводить ее до логического конца, то есть видеть результат и презентовать его своим сверстникам, всем окружающим. Кроме того, не следует забывать, что в дошкольном возрасте ведущий элемент деятельности - игра, поэтому мы должны предлагать игровые приемы обучения, позволяющие учить ребенка ненавязчиво, незаметно. Использование игровых приемов в обучении помогает сделать процесс увлекательным, интересным, доступным для детей.
В-третьих, некоторые взрослые думают, что делают ребенка счастливым, если создают для него искусственную среду, то есть предлагают решать несуществующие проблемы, участвовать в вымышленных ситуациях и событиях. И пусть он читает сказки, фантазирует. Но наряду с этим нужно давать детям возможность заботиться о реальных людях, решать реальные проблемы, путешествовать в реальные миры.
В-четвертых, взрослые зачастую полагают, что если они предоставляют детям готовую информацию и готовое решение, то дети сразу поумнеют. А на самом деле, познавая мир, взаимодействуя с ним, ребенок получает гораздо больше знаний, сохраняет свою любознательность и познавательный интерес.
В-пятых, очень часто взрослые требуют послушания и покорности детей, беспрекословного выполнения всех их требований. А лучше было бы дать им возможность, самостоятельно открывая мир культуры, вырабатывать собственные правила, оценивать их.