Ведущий профиль гимназии - английский язык. За основу еще в 1993 году была взята известная система доктора Ховарда под названием «Английский - мой второй язык», адаптированная к местным условиям. Один из трех классов каждой параллели в течение всех школьных лет изучает английский как родной, на нем проводятся уроки истории, химии, биологии. Шестиклассники сдают международный языковой экзамен на уровне выпускников общеобразовательных школ, а знания одиннадцатиклассников из тех, кто обучался по программе, можно приравнять к уровню знаний выпускников переводческих вузов. Но выпускники не ограничиваются профессией переводчика. Продолжая образование по разным направлениям, кто-то расширяет техническую лексику, кто-то - художественную. Казалось бы, только развивать и поддерживать завоеванные позиции. Однако можно посмотреть на ситуацию иначе: за четверть века мир изменился, у общества появились иные потребности.
- Сергей Александрович, когда вы возглавили гимназию, наверняка как новый руководитель поставили перед собой определенные новые цели. Каковы они?
- Одна из главных - развивать не только английский язык, но и предметы естественно-научного цикла, прежде всего физику и математику. Таков запрос общества, родителей, самих учащихся. Все большее число ребят выбирают вузы, где нужно знание этих предметов. Гимназия много лет развивалась исключительно как языковая, была создана ценная база, отказываться от которой мы не собираемся. Но сейчас появилось много лингвистических центров, где можно приобрести качественное знание иностранных языков, когда возникает необходимость. Наконец, мы должны думать о тех 70 процентах учеников, которые не занимаются в специализированных классах. В коллективе созрело желание обновления.
Мы начали сотрудничество с Уральским педагогическим университетом, планируем стать стажировочной площадкой для студентов-физиков, которые будут приходить в нашу школу на практику. Хотим привлекать научных сотрудников университета для организации проектной деятельности детей.
- А есть ли у 94-й какие-то другие приоритетные направления развития?
- Не менее важная задача - развитие информационного пространства. Нужно идти в ногу с тенденциями современного мира. Мы заключили договор с Институтом развития регионального образования о внедрении дистанционного обучения. В наступившем учебном полугодии выходим на апробацию проекта - вводим дистанционные курсы. Схема известна: педагог выдает детям задание, учащиеся самостоятельно изучают материал, выполняют задание, учитель оценивает его и выставляет отметки. Сейчас продумываем, как конкретно будет организован процесс. Это могут быть недельные дистанционные курсы по разным предметам, или же один-два предмета будут переведены на новый формат преподавания.
В любом случае образование движется в сторону дистанционных технологий. Мотивированным учащимся они позволяют учиться в соответствии с собственным высоким ритмом. Гимназии в целом помогут выйти на пятидневную неделю. Это же в свою очередь позволит увеличить число учеников. Школа пользуется популярностью, и уже традиционно 1 июля, когда начинается прием документов детей не по прописке, остается всего 3-4 места. Благодаря дистанционному образованию мы сможем принимать ребят, живущих в удаленных районах.
- Что же стало первой заботой вновь назначенного директора?
- Я был назначен в гимназию прошлым летом. Так получилось, что как раз в это время часть педагогов ушли на пенсию. Пришлось буквально за месяц решать кадровые вопросы. В результате педагогическая и административная команда помолодела. Большинство сотрудников меня знали и раньше: я сам окончил 94-ю, поработал здесь заместителем директора по административно-хозяйственной деятельности. Коллектив принял позитивно.
- Мужчина в школе, к сожалению, редкая фигура. Какова, по-вашему, роль мужчины в образовании и воспитании?
- Не меньшая, но и не большая, чем роль женщины. В преимущественно женском коллективе к мужчине больше прислушиваются. Важным я считаю то, что мужчина менее эмоционально реагирует на различные ситуации, решения принимает взвешенно, на основе обдумывания, во всяком случае я стараюсь поступать именно так. Для учащихся же значение имеет возраст руководителя, а не пол. Когда директор еще не отдалился от большинства учеников на целое поколение, он понимает их интересы, их культуру.
- Сергей Александрович, что явилось для вас самым трудным в начале управленческо-педагогического пути?
- Отношения с родителями. Точнее, отношение родителей к школе в целом, которое я бы назвал потребительским. Это касается далеко не всех мам и пап, но многих. Родители считают, что, отдав ребенка в школу, полностью перепоручили заботу о нем образовательной системе, сложив с себя полномочия. Это серьезная ошибка.
- Материально-технические проблемы занимают существенное место в директорских заботах?
- Пожалуй, нет: быт гимназии налажен, все решается в текущем режиме. Но, поработав год руководителем другой школы, я знаю, что так дело обстоит не везде. И считаю это в корне неправильным: существует некое материальное неравенство. Почему одни дети учатся в школе с прекрасной материальной базой, а другим «не повезло» и они одиннадцать лет посещают тесное ветхое здание? В Скандинавии, например, действует единый стандарт для всех учебных заведений. Должен быть обеспечен некий минимум, изначально удовлетворяющий всем требованиям. Сверх него школа может улучшаться и процветать за счет собственной прибыли. Сейчас немало конкурсов, в которых учебные заведения имеют возможность принимать участие и пополнять свою «казну». Мы трижды выигрывали миллион рублей в рамках национального проекта «Образование».
- Скажите, вы сами склонны к соревновательности?
- К соревновательности - да, я с детства занимаюсь спортом, играю в футбол. Но по характеру человек не слишком публичный, хотя теперь должность зачастую «выводит на сцену».
- Сергей Александрович, а вы любите перемены?
- Мое отношение к переменам: они должны происходить, но не ради самих перемен. Концептуальные изменения необходимы, когда жизнь того требует. Когда же то одно пособие включается в учебную программу, то другое, или заменяется формулировка в министерском приказе, что влечет за собой приведение в соответствие цепочки документов, зачем это? Масса времени и сил тратится впустую. Я за преобразования, за нововведения, но по существу.

Слагаемые успеха от Сергея Ярославцева:

Нельзя что-то резко менять, не посоветовавшись с коллективом.
Нельзя отдавать кому-то предпочтение.
Важно выстроить четкую вертикаль полномочий и ответственности.

Марина РОМАНОВА, Екатеринбург