Да, в переломные 1990-е годы случился идеологический вакуум, который похоронил комсомол и пионерию, однако воспитание, как уверяли докладчики, никуда не уходило, в частности, из петербургской системы образования. Возможно, благодаря советскому «замесу» учителей, а также многолетним традициям школ. Различные детские объединения под разными названиями и с разными лозунгами насытили петербургскую школьную жизнь в постперестроечный период и продолжают жить по сей день. Хотя многие детские объединения, опять же по уверению докладчиков, органично включаются в Российское движение школьников. По данным Комитета по образованию Санкт-Петербурга, насчитывается уже более 7 тысяч юных участников РДШ.
Как рассказал председатель Санкт-Петербургского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» Олег Катренко, с сентября 2016 года участниками движения проведено более 20 различных акций, причем практически все они придуманы и организованы самими ребятами. Так что, как удовлетворенно заключил руководитель петербургского отделения РДШ, детская инициатива жива-здорова, и ей оказывается всяческая поддержка.
Впрочем, какой бы позитивной статистикой ни радовали доклады, все равно пришлось признать, что от проблем современности, которые напрямую касаются воспитательной работы в школе, никуда не деться. Во всяком случае, в этом убеждены ученые из Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Процессы, происходящие в целом с институтом семьи, отражаются на воспитании: меняется социальная карта населения, меняется отношение к родительству. Оно становится безответственным, растет отчуждение внутри семьи. Сегодня в школу приводят детей те, кто рос в перестроечные годы. Какие модели, образцы взаимоотношений они тогда впитали, такие демонстрируют и своим детям. Кроме того, сейчас изменился состав семьи, рядом с детьми зачастую нет бабушек и дедушек, и в малодетных семьях передача отношения старших к младшим тоже отсутствует. Все это не может не менять фокус воспитательной работы в образовательной организации, хотя основной фигурой, на которую ориентируются в решении воспитательных проблем, по-прежнему остается учитель. К нему в этом плане сегодня предъявляются высокие требования. Это наглядно видно из профстандарта педагога. К примеру, если про обучение в нем порядка 8 позиций, то про воспитание уже 18, а про развитие и все 20. Поэтому педагогу необходимо данные приоритеты проецировать на свою деятельность.
Хотя, как заметила профессор кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена доктор педагогических наук Елена Пискунова, делить функционал педагога на обучение и воспитание в принципе неверно. У каждого педагога, да и вообще у каждого специалиста, кто общается с детьми, должно быть понимание собственной ответственности. Потому что дети, какие бы им примеры ни приводили, все равно сделают кальку с того взрослого, который для них является значимым. И очень часто этим значимым взрослым становится педагог.
Что касается детских объединений, то в этом вопросе не все представители научного и педагогического сообщества, причем не только петербургского, разделяют эйфорию по поводу появления РДШ. Например, некоторые эксперты признаются, что считают эту организацию ретроинновацией, где ключевое слово «ретро». Единая организация, единое трудовое воспитание, единые значки и галстуки - все это уже когда-то было и есть. РДШ, по сути, дубляж того, что уже существует во многих регионах, те же объединения юных техников, юных туристов и т. д. Зачастую потенциал этих объединений подается как результат деятельности РДШ. По мнению экспертов, в организации РДШ западает содержательная матрица и нет продуманной стратегии, зато есть финансирование. Но когда финансовые потоки иссякнут, что останется в сухом остатке? Продуманной системы с разнообразием форм пока как не было, так и нет.
В то же время нельзя не учитывать того, что любое детское объединение может и должно стать каналом реализации воспитательного потенциала образовательной организации. Эту возможность не нужно упускать, тем более что грамотные педагоги всегда действуют в этой логике - логике личностного и социального развития ребенка.