Василий ЕРЕМЕЕВ, учитель химии и биологии школы-интерната №21 и Петровской школы, Петрозаводск:
- Лично для меня таких тем несколько. Я никогда не стану обсуждать с учениками коллег и администрацию, родителей и личную жизнь. Воздержусь от общения на тему финансового благополучия, то есть доходов, и вообще предпочту не обсуждать темы, которые могут затронуть чьи-либо личные интересы.

Мария КРИВЦОВА, учитель русского языка и литературы, Новгородская область:
- Темы секса. Но считаю, что могу высказать личное негативное отношение к нетрадиционной сексуальной ориентации, поскольку уверена, что мое мнение может повлиять на мировоззрение учеников и уберечь их в будущей взрослой жизни от такого опыта, который исковеркает их жизнь. Если телевидение и СМИ скрыто пропагандируют нетрадиционный секс, то педагоги и школа имеют право открыто выступить против. Ведь родители точно на эти темы с детьми не говорят. Так кто же защитит детей от пагубного влияния, кроме нас, учителей?

Елена КОСТЫЛЕВА, учитель начальных классов Безводненской школы, Кстовский район, Нижегородская область:
- Я думаю, таких тем совсем немного. Личная жизнь коллег и родителей одноклассников ни в коем случае не должна обсуждаться. Учитель должен показывать детям пример уважения личности и приватного (личного) пространства. То есть сплетням в школе точно не место. В остальном же взрослые люди, которые призваны воспитывать детей, должны быть готовыми говорить с ними на все темы, которые их волнуют. Лучше педагог скажет, чем «добрый» незнакомец в Интернете. Чем больше с детьми говорить на самые сложные темы, тем больше будет у них доверия к учителям, тем выше воспитательный эффект.

Ольга НАБИРКИНА, учитель английского языка лицея №5, Воронеж:
- На мой взгляд, абсолютно запретная тема - это оплата труда учителя. Когда я была ученицей, меня коробило, если учитель говорила нам, что ей не платят за то, «чтобы вы понимали!». Чем так, лучше о зарплате не говорить вообще. Остальные темы запретными я не считаю. Даже когда возникают дискуссии на темы вероисповедания или политических взглядов, учитель не должен от них уходить. Говорить об этом нужно, но учитель не должен навязывать свою точку зрения. То же самое, если разговор заходит о личных отношениях детей.

Альбина БУТАНОВА, учитель истории и обществознания, Ленинградская область:
- Думаю, что с детьми можно обсуждать самые сложные темы. Важно только учитывать их возрастные особенности. Понятно, что с пятиклассниками будешь говорить об одном, а со старшеклассниками - о другом. Конечно, в этом случае нужно управлять разговором, а не пускать его на самотек. В то же время я считаю, что в присутствии детей нельзя обсуждать взаимоотношения между взрослыми людьми, например, между родителями и учителями. Какими бы непростыми ни были конфликты, взрослые должны решать их цивилизованным путем, не вовлекая в это детей.