Сергей ВОЛКОВ, председатель Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по литературе:
- Задания для регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе рассылаются в регионы заранее. За сутки до начала олимпиады ответственные лица получают пароль доступа. Только они имеют право эти задания открыть, чтобы успеть размножить к началу мероприятия. И тут ситуация полностью выходит из-под контроля. Федеральному центру приходится полагаться на честность каждого регионального организатора. Но, увы, то, что произошло, подтверждает: полагаться на честность нельзя, потому что уже через несколько минут после открытия заданий они появились в продаже.
К сожалению, олимпиадная система далека от идеала и не имеет внутри себя необходимых, безотказно работающих регуляторов. Ничто, кроме совести, не заставляет местного организатора держать задания в секрете целые сутки. Ведь это товар. И ему есть цена. Есть знакомые дети, родители, учителя, которым этот товар очень бы пригодился - за сутки можно успеть неплохо подготовиться к олимпиаде. И у нас нет никакой гарантии, что в том или ином регионе задания не сливаются по-тихому, своим - за деньги или за так, просто из сочувствия...
Несмотря на то что произошло, Всероссийская олимпиада школьников по литературе пройдет, как положено. После зафиксированной утечки будет использован дополнительный вариант заданий. Минобрнауки России уже проводит детальную проверку по поводу случившегося, выяcняет причины утечки и кто ее допустил.

Андрей БАРАШЕВ, учитель русского языка и литературы, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016:
- История с утечкой заданий очень неприятна не только тем, что за каждым вариантом подобной работы стоит труд десятков людей, которые его составляли, но и тем, что за подобным «сливом» стоит безответственность, безразличие к детям и их творчеству. Года три назад на ЕГЭ было примерно то, что сейчас случилось на олимпиаде по литературе. Означает ли это, что надо проводить олимпиаду так же, как ЕГЭ: с полицейскими мерами, страхом и трепетом? Нет. Там камеры, досмотры и стресс. Олимпиада - один из немногих островов творчества в современной школе. И его отбирают у детей. Детское творчество начинает служить рейтингу школы и аттестации учителя, и за этим, к сожалению, уже теряется первоначальная цель олимпиады. А особенно обидно, что «сливом» занимаются люди, напрямую связанные с педагогикой, то есть те, кто вообще-то должен быть примером ответственности, честности и порядочности.

Елена САФАРХАНОВА, учитель русского языка и литературы, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года»-2014, Республика Марий Эл:
- Меня давно волнует данный вопрос. Гонка за результатами для многих оказывается проверкой на порядочность. Больше всего возмущает воспитательный аспект: учитель, родитель, посылая ребенка на олимпиаду с готовыми заданиями, воспитывает человека, способного на нечестность. По поводу вознаграждений учителям за победителей и призеров олимпиад могу сказать только одно: не всегда успех ребенка зависит от количества вложенных в него сил, поэтому ни о каких вознаграждениях речи быть не должно, учителю должны выделяться часы для работы с одаренными детьми и соответственно оплачиваться. На мой взгляд, членам жюри надо дать возможность подозрительные работы аннулировать. К сожалению, пока такой возможности нет.

Ирина Н., учитель литературы, Нижний Новгород:
- У нас утечка каждый год на олимпиадах, как по литературе, так и по русскому языку, как на муниципальном этапе, так и на других. Мы сначала возмущались, а потом поняли, что это бесполезно. Всегда есть работы, вызывающие сомнения в честности. Но у нас связаны руки, и кроме морального осуждения мы ничем не можем наказать их авторов. Нам стыдно перед детьми, которые обо всем догадываются, у них наверняка сложилось мнение, что все мы в сговоре. При таком раскладе олимпиады становятся совершенно бессмысленными. Я не представляю, как можно решить эту проблему. Пока все идет через чиновников, не имеющих понятия не только о порядочности, но даже о смысле предметных олимпиад, мы будем получать одно и то же из года в год: стыд проверяющих и недоумение участников.