Когда дети приходят в школу, то здесь уже все зависит от нас, учителей, как мы будем вести себя. Порой мы поступаем не по совести в ситуациях, которые нам кажутся незначительными, а для детей эти моменты огромны. И когда они видят несправедливость, у них чувство справедливости притупляется.
Но ведь остро реагировать на все жизненные моменты не всегда полезно. У педагога основное правило, как и у врача, - не навреди. Если мы не можем воспитать чувство справедливости в человеке, то хотя бы существующее у него не надо вытравливать, попирать, способствовать тому, чтобы это чувство притуплялось. Например, ты здесь поступил справедливо, а вот в том случае можно и по-другому поступить.
Ответственность за воспитание несет, конечно, не только семья, но школа в широком смысле, и прежде всего учитель. Любимое выражение детей в старших классах (когда школьник уже может сформулировать мысль и выразить в слове свою реакцию) «вы поступили несправедливо». А первоклассник этого сделать не может и просто начинает недолюбливать школу, учителей, которые поступили несправедливо. Порой говорят, что дети - существа жестокие. Я с этим категорически не согласна. Если они совершают жестокие или неблагодарные поступки, то это прежде всего следствие наших поступков. Они зеркало нашей справедливости.
Мы в пресс-центре нашей гимназии проводили круглый стол «Совесть, как она есть». Участвовали дети, писатели, ветераны войны... Дети 6-х классов (12-13 лет) - как раз возраст, когда происходит ломка многих понятий, пересмотр их. И мнения детей разделились в ответе на вопрос «Какому человеку легче жить - имеющему совесть или тому, кто ее не имеет?». Одни сказали: «Да, тем жить легче, кто не имеет совести». Другие: «Нет, им жить тяжелее, потому что последствия поступков могут аукнуться».
А когда мы опрашивали первоклассников, у них никаких других мнений - только по совести надо поступать. И те и другие приводили примеры из своей жизни... И это подтверждает мысль, что дети в школе, попадая в соответствующую среду, со временем начинают к ней приспосабливаться, и все противоречия отражаются на их взглядах.
Мне кажется, что детей, у которых в более раннем возрасте притупляется чувство справедливости, сейчас стало больше. Может быть, это связано не столько со школьным воспитанием, сколько с огромным потоком информации, которую они получают через Интернет, причем начиная с самого раннего возраста. И они раньше начинают анализировать: как им будет легче в жизни - поступать по совести или нет.
Не секрет, что дети стали меньше читать. Кто в семье сейчас читает детям вслух? Единицы. И уж тем более подростки не имеют практики семейного чтения. А ведь вся русская литература - это уроки нравственности. Уроки помогают поддержать те установки на справедливость, которые у детей есть от рождения. Они, читая произведения, понимают, что добро должно побеждать. И справедливость - это хорошо. Совестливый человек может состояться в обществе. Порой через страдания. Но тем слаще победа. Человек пришел в этот мир - зачем? Школьнику подчас трудно понять сам смысл бытия. Хотя сейчас попытки это сформулировать есть. В школе сегодня преподаются основы православной культуры. У нас, например, в гимназии №1579, состоялась недавно замечательная встреча со священником, отцом Николаем, который в простой и доступной форме побеседовал с детьми и ответил на самые животрепещущие вопросы.
Федеральный государственный стандарт предполагает, что ребенок на каждом уроке должен понять, зачем он учится, зачем он изучает данное правило, пригодится ли ему это в жизни. Несомненно, все это необходимо. Но главный-то вопрос - когда он будет решать? Кто ему поможет понять: сама-то жизнь для чего? И порой, когда разговор заходит о справедливости, некоторые дети вообще не понимают, о чем идет речь. Слово «совесть» в старших классах может даже вызвать улыбку.
Надо отметить, что сейчас гораздо больше нагрузка на учащихся в старших классах, дети боятся ЕГЭ. Он висит как дамоклов меч и над учителем. А если учитель нервный, напряженный, это и на учеников, несомненно, влияет. Поэтому фактор эмоционального состояния учителя чрезвычайно важен. В нашей школе этот вопрос, я считаю, решен. И решен в пользу ученика - в большинстве своем педагоги сдержанны и корректны. Наверное, этому способствуют грамотное распределение обязанностей и отсутствие перегрузок.
Я думаю, что и в школе, и в семье, и в государстве должна вестись непрерывная и последовательная работа, чтобы человек понимал: если он по своим способностям идет работать на завод, то это большая для него честь и удача. Ему не обязательно становиться менеджером или юристом, как раз там он может оказаться в положении жертвы, а на заводе он будет хозяином своего положения, в нем будут нуждаться. Вот чем должна заниматься школа - воспитывать, внушать, что человек может состояться независимо от того, окончил он престижный вуз или нет. Что статус человека предполагает прежде всего служение Родине и заботу о ее процветании.
Я думаю так. Пусть дети ошибаются. Когда говорят. Когда спорят. Когда учатся. Когда растут. Пусть и мы ошибаемся. Когда их любим. Когда им прощаем. Когда им помогаем. Но нельзя ошибиться в том единственном прыжке через пропасть, когда мы их наказываем. Промах здесь равен падению. В страшной и темной пещере под именем «наказание» необходимо сразу обозначить выходы. Они непременно должны открыться яркими вспышками света. Если этого не происходит в течение нескольких минут, доверительность ребенка захлопывается, как сундучок, и открыть ее заново педагогу удается с великим трудом и очень не скоро. А иному и никогда. Отсюда «трудные» подростки и «трудная» профессия учителя.
У меня такая теория: дети не просто наше отдаленное будущее, но наше ближайшее завтра. И если большинство из нынешних подростков благодаря педагогическим усилиям моих коллег и других граждан будут поступать по совести, то и государство не далее как завтра станет справедливым. Завтра в общество придут воспитанные сегодня.
Учитель должен понимать, что его труд вообще не поддается оценке, что труд этот стратегически ценен. Это же он производит завтра страны! Здесь можно вспомнить слова президента В.В.Путина, сказанные в ежегодном Послании Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 года, где утверждается, что дети должны быть готовы стать первыми, стать не только успешными в профессии, но и просто порядочными людьми с прочной духовной и нравственной опорой.
А дети сами тянутся к справедливому учителю. Даже если он строгий. Справедливый тот, по мнению детей, у кого нет любимчиков. Тянутся и к учителю, которому не страшно задать любой вопрос. Можно спросить о чем угодно, и ты не будешь осмеян, тебя не унизят, не отмахнутся. Этого они порой и дома не имеют - внимания и понимания.
Некоторые нынешние родители - продукт перестройки. Их жизнь - погоня за рублем, дача, машина - самое главное для ребенка. И ради него они за всем этим гонятся, а ребенка-то и теряют в этой погоне.
Школе должно помогать общество, как в советское время, когда приходили шефы с завода, приходили писатели. Этого сейчас очень мало в школьной практике. Дети думают, что профессия - это только то, кем работают мама и папа.
В нашу гимназию приходил академик Шамиль Гимбатович Алиев, известный конструктор торпедного оружия. Он потратил три часа своего драгоценного времени, чтобы просто поговорить с детьми. Не назидать, не наставлять, а просто поговорить. И на детей это произвело сильнейшее впечатление, они до сих пор спрашивают: «А когда к нам опять придет Шамиль Гимбатович?»
Некоторые учителя по своей инициативе приглашают активистов из числа родителей учеников, чтобы те рассказали что-то школьникам. Но такая работа должна вестись на государственном уровне. Чтобы были у школ предприятия-шефы, готовые с ними общаться, помогать. И тогда дети, может быть, захотят пойти работать на завод, откуда к ним приходил рабочий и рассказывал о своем предприятии.
К нам в школу, в творческую мастерскую пресс-центра, вообще очень часто приходят ученые, писатели, архитекторы, преподаватели вузов, журналисты, общественные деятели. Приходят по разным поводам - кто книгу свою представить, кто просто поделиться своими мыслями. Но все как один удивляются после встречи, хвалят учеников, наших студийцев. Дескать, у них живые глаза, яркие вопросы, неожиданные ответы, самостоятельность мышления, пытливость ума. А я не знаю других детей! Все они таковы, когда отзываются на живое чувство взрослого, яркость мысли, пытливость ума и неординарность собеседника. Просто надо ежедневно соответствовать описанному выше, чтобы выходить к детям со словом, с информацией, с методом познания действительности не понарошку. Выходить так, чтобы стать явлением в их сознании, чтобы слово стало поступком, а поступок - судьбой.
Ведь наша жизнь - это жизнь и наших предков, и наших потомков... Она не отдельна, не обособлена. И когда человек начнет это понимать, его жизнь поменяется. Он поймет, что от него будущее зависит. Один старшеклассник в интервью для нашего школьного тележурнала отметил, что ходит в школу не только для того, чтобы получать знания, но, в основном, обмениваться ими с одноклассниками и (что самое удивительное) с учителями. Интересно, какими знаниями он собирается с нами обмениваться - пожмут плечами некоторые педагоги. Я думаю, что как раз теми, которые являются настоящими, то есть полученными в процессе размышлений и анализа собственного опыта. Да, их немного, да, они порой отрывочны, случайны... Так давайте же поможем их систематизировать. Давайте подарим детям знания. И пусть ребята считают их своими открытиями. Нам ведь не жалко!
Я считаю, что любой урок - это сорок пять минут правды. Смотрите, как просто - нужен правдивый рассказ о мире, мироздании, миропонимании. Будь то математика или история, биология или рисование, физика или русский язык, учитель должен донести до ребенка не просто информацию на заданную тему, но правду, как он ее понимает. Самое страшное в процессе обучения - это насильственное кормление ребенка испорченной, перебродившей, слежавшейся информацией, которую и сам учитель не решился отведать. И давно в нее не верит, но почему-то настоятельно ложку за ложкой пихает эту «размазню» в души детей. Им ничего не остается, как только сопротивляться...
И надо как можно раньше привлекать детей к общественной работе. Помните, мы в свое время, будучи школьниками, помогали шефам - работали на заводе, на фабрике. И чувствовали свою пользу. Пусть маленькое дело, но конкретное. Например, мы в гимназии выпускаем газету «Шаги». Дети чувствуют ответственность: если номер не вышел, то кто-то в этом виноват. И вместе думаем, как исправить положение.
В этом году девятиклассники из школьной редакции стали участниками Всероссийского марафона «НАШпресс», вышли в финал и стали победителями. Они работали в детско-юношеском пресс-центре на Международном салоне образования-2016, который проходил 12-16 апреля на ВДНХ.
Детям обязательно надо показывать светлые стороны нашего общества. У нас есть ученые, есть художники, есть герои. Надо, чтобы дети их знали. Это трудная, кропотливая работа, не менее трудная, чем обучать математике. Но учитель должен постараться показать своим воспитанникам как можно больше светлого в людях, вовремя познакомить их с лучшими из людей. Не случайно слово «лучшее» близко по звучанию к слову «луч». Да осветит же этот тонкий лучик темные стороны нашей действительности. Да пойдет же по этому лучу заплутавший подросток!
А родители порой боятся: вот я буду ему светлое показывать, а он выйдет в жизнь, где все черное. Но в том-то и парадокс, что дети выйдут в ту жизнь, которую они сами и сотворят.
Думается, у нас положение все-таки лучше, чем в Европе, даже при всей несправедливости. Потому что генетически чувство доброго, светлого в нас от рождения заложено. Думаю, здесь играют роль и православие, и наша литература... И еще существует что-то необъяснимое в нас, такое, что ничем не истребить и не вытравить. Наверное, это и есть загадка русской души.
Меня волнует душа ребенка как завтрашнего взрослого. Мне интересно это завтра создавать своими руками. Скорее всего работа учителя - это служение, которому нет равных.

Елена ВОВЧУК, учитель математики гимназии №1579