Среди моих учеников последних лет все, достигшие высоких результатов на олимпиадах и итоговой аттестации, в течение нескольких лет выполняли проектные работы. И это не совпадение. Причина успеха не просто в увлечении английским языком.
Очевидно, что любая дополнительная (творческая, исследовательская) деятельность по предмету повышает учебную мотивацию школьников, так как позволяет ученику самореализоваться, проявить свой талант в разных областях, объединить свои хобби и процесс изучения иностранного языка. Кроме того, доказано на практике, что самостоятельная работа над проектом формирует и развивает столь важные для образования универсальные (метапредметные) учебные компетенции.
Я абсолютно убеждена, что проектно-исследовательская деятельность на английском языке значительно способствует формированию у гимназистов фиксируемых ФГОС предметных компетенций, высокий уровень владения которыми подтверждается в том числе и в процессе итоговой аттестации.
Во-первых, увеличивается словарный запас учащихся. Читая большое количество статей, они узнают не только много новых слов по изучаемой теме (запомнить их очень помогает составление тематического словаря-глоссария), но и новую лексику общего применения. При чтении словарных, энциклопедических, журнальных статей и книг, при просмотре кинофильмов и телепередач на иностранном языке, что тоже часто является частью работы с источниками информации, пополняется словарный запас обучающихся. Хороший даже пассивный словарный запас играет крайне важную роль в успешном выполнении заданий на аудирование и чтение. Все учителя иностранных языков, знакомые с требованиями диагностических и экзаменационных работ, знают, что аутентичные тексты, включенные в соответствующие задания, содержат достаточно высокий процент слов, которые в рамках школьной программы не изучаются.
Во-вторых, на этапе сбора материала для работы школьникам приходится очень много читать. В процессе работы над теоретической частью проекта без работы над текстом не обойтись, причем приходится подключить различные виды чтения. Сначала требуется получение общего представления о содержащейся в тексте информации, чтобы определить, подходит ли данная статья как источник информации по теме. Далее активно развиваются умения ознакомительного и поискового чтения, для того чтобы определить тему данной статьи или отрывка и выделить основную мысль. Для отбора информации необходимо уметь отделять главные факты от второстепенных, опуская детали, найти в тексте именно те значимые элементы информации, которые помогут решить поставленные задачи. На следующем этапе учащиеся применят изучающее чтение для полного точного понимания содержания и дальнейшего использования информации. Такая работа готовит гимназистов к выполнению упражнений, где нужно продолжить предложение согласно содержанию текста. Именно в этих заданиях ученики должны уметь применить изучающее чтение, так как необходимо в точности понять в том числе и второстепенную информацию, используя все способы раскрытия значения незнакомых слов.
В-третьих, работа над проектом или исследованием включает письменное оформление своих мыслей. Школьнику необходимо самостоятельно сформулировать, логично и грамотно написать по-английски как минимум методологические характеристики своей работы, промежуточные и окончательные выводы. Кроме того, в зависимости от области знаний бывает нужно описать результаты эксперимента или подвести итоги проведенного опроса и также записать их в своей работе. Для обучающихся это очень значимый опыт, формирующий навыки письменной речи (Opinionessay). Не менее важно, что, выполняя это, учащимся понадобится использовать средства логической связи (Firstly, Secondly, Finally, However, Nevertheless, Although, Therefore, Furthermore) - те самые слова-связки, которые так необходимы при написании эссе.
Таким образом, очевидно, что проектная деятельность, при которой учащимся необходимо читать (и писать, но в первую очередь читать!) на английском языке, приносит пользу, которую трудно переоценить. Заинтересуйте своих учеников. И высокие результаты не заставят себя долго ждать!

Мария АЛЬТМАН, учитель английского языка измайловской гимназии №1508