Самой популярной моделью смешанного обучения является «Перевернутый класс», который хорошо укладывается в рамки классно-урочной системы. Его суть в том, что полностью меняется, то есть переворачивается сам урок. Учитель больше не источник информации на уроке. Новый материал дети изучают, добывают, анализируют дома самостоятельно, а в классе под руководством своего педагога обсуждают, учатся применять в различных ситуациях, в том числе необычных, нестандартных. Смешанное обучение способствует формированию универсальных учебных действий: учит детей добывать новую для них информацию, планировать время, ставить учебные задачи, развивать ИКТ-компетенции.
Итак, понятно, что учитель готовит своим ученикам домашнее задание. Это может быть собственная видеолекция или ссылка на видео авторитетных коллег-учителей по новой теме, презентация, текстовый материал, то есть любой электронный ресурс, который поможет ученику дома разобраться в новой теме.
Но из собственного опыта применения данной модели могу сказать, что наиболее ценно, когда домашнее задание носит не лекционный характер и полностью освещает новую тему, а, наоборот, когда оно сформулировано в виде проблемного вопроса, который имеет практическое содержание. Ребенку нужно самостоятельно найти новый для себя материал в любом источнике, изучить, проанализировать и применить его для решения данной конкретной задачи. Такие видеовопросы интересны детям, они показывают ценность приобретаемых ими знаний для решения практических задач.
Мною создан блок видеовопросов по геометрии для 10-11-х классов для реализации модели «Перевернутый класс». Ознакомиться с ними можно на моем личном сайте http://sch58ufa.ru/.
Я применяю данную модель на уроках геометрии. Почему? Да потому что за 2 часа геометрии в неделю невозможно научить решать задачи на высоком уровне. Времени не хватает катастрофически. А применение модели «Перевернутый класс» помогает мне экономить время. Вместо положенного объяснения нового материала я на уроке отрабатываю полученные детьми знания, мы применяем знания на практике, решаем задачи.
Конечно же, ученики в классе разные. Некоторые качественно готовятся к предстоящему уроку, прорабатывают новый материал, а некоторые в силу слабой математической подготовки или недостаточной мотивации поверхностно разбирают домашнее задание. Все это объективные трудности. Но данная модель как раз и предусматривает дифференцированный подход, организацию работы с разными категориями обучающихся.
На практике это происходит так: класс делится на три группы. Те дети, которые готовы показать знания своему учителю, работают индивидуально над интересными задачами, при решении которых надо применить полученные знания в необычных ситуациях, подумать и поразмышлять. Ребята, которые в недостаточной степени отработали дома, будут работать в группе под руководством учителя, устранят возникшие пробелы и потренируются решать задачи базового уровня. А ребята средние, не совсем уверенные в себе, комфортно будут чувствовать себя, работая в группе над проблемой, предложенной учителем, помогая друг другу и совместно генерируя идеи. Учитель, конечно же, не только готовит задания для каждой группы учащихся, но и организовывает их работу, консультирует и оценивает.
Часто ли я провожу такие уроки? Стараюсь применять модель «Перевернутый класс» при изучении новых тем на уроках геометрии не чаще одного раза в неделю.
Предвижу возражения наших перегруженных работой учителей, их слова о том, что применение данной модели требует от учителя большой и тщательной подготовки. Ведь заготовить нужно не только видеоресурс, но и дифференцированные задания для работы в группах. Но, согласитесь, мы с вами готовимся к любому уроку. А если постепенно создадим базу видеолекций, видеовопросов, заданий для работы в группах, то свои наработки будем использовать и в дальнейшем.
Опять же из собственного опыта. Детям нравится такая форма работы. Они готовятся к нетрадиционным урокам с большим интересом. В моей практике не было детей, которые бы не откликнулись на видеовопрос учителя и пришли в класс неподготовленными. Как правило, такая форма работы дает прекрасные предметные результаты.

Рима РОНЖИНА, учитель математики лицея №58 города Уфы Республики Башкортостан, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015