Современные подходы к образованию предполагают, что у выпускника должна сложиться так называемая внутренняя картина мира. Попробуем разобраться в том, как она должна быть устроена. ФГОС по каждому предмету определяет универсальные учебные действия (компетентности), которые необходимо сформировать. Эти перечни довольно обширны. Понимают ли учителя, как это делать? И обеспечивает ли усвоение УУД построение внутренней картины мира? Я думаю, что в ее структуре следует различать содержательную и инструментальную стороны. Содержание - это информация: факты, сведения, вербальные и невербальные образы. И это только присвоенная информация, то есть та ее часть, которой человек может оперировать без опоры на какие-либо источники. Но для того, чтобы к ней обращаться, она должна быть «уложена» в определенном порядке, гармонично. И тут нельзя обойтись без знания закономерностей развития природы и общества. То есть речь идет о системе, где информация связана представлениями об этих взаимосвязях. А значит, у выпускника школы должны быть сформированы все необходимые мыслительные операции, чтобы присвоенная информация была осмыслена.
Внутренняя картина мира достраивается в течение всей жизни человека. А для этого необходимы инструменты, которые не только обеспечивают ее обогащение, но и дают возможность выполнять профессиональную и творческую деятельность. К этим инструментам относятся образцы, правила, алгоритмы разной степени сложности. И, наконец, чтобы человек мог расставлять приоритеты и принимать решения, необходимо, чтобы эта внутренняя картина мира была наполнена не только общественными значениями, но и ценностями и смыслами самой личности. Вот так сложно все устроено. И чем больше объем и сложность информации, тем труднее с ней работать учителю.
Как определить, на каком уровне (узнавание, воспроизведение, оперирование или творчество) нужно давать тот или иной материал, содержательный или инструментальный? Какая информация должна составлять внутреннюю картину мира, а какая может быть оперативно найдена для выполнения отдельного действия? Хватит ли у учителя компетенции это определять? И можно ли возлагать на него эту ответственность?
Сознание каждого человека - не что иное, как присвоенные элементы культуры, в которую он погружается с самого рождения. Должен ли ребенок еще в школе понимать, что ему предстоит в течение всей жизни «выстраивать себя», а не просто отражать эту культуру? Что ему предстоит быть созидателем будущего? Как управлять мотивацией, обеспечивающей это понимание? Это как в притче о работниках: один, утомленный, просто тащит камни в гору, другой тем самым кормит семью, и усталости у него меньше, а третий работает легко, потому что он строит храм. Так же и учитель: один учит решать конкретные задачи, что скучно и утомительно, другой - обеспечивает хорошее знание своего предмета, работает с увлечением. Но, наверное, счастлив тот учитель, который помогает своим ученикам выстраивать себя, для того чтобы они потом смогли сами создавать будущее.

Ольга ФИЛИМОНОВА, директор МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б.Ольбинского», Московская область