Стоит отметить, что это далеко не первое и уж точно не последнее мероприятие, которое проводится с участием МАН «Интеллект будущего». По словам председателя академии Льва Ляшко, при реализации проекта были использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».
В работе форума приняли участие более 60 педагогов из 22 регионов РФ. Обсуждение в формате конференции и круглых столов, деловые игры и мастер-классы, форсайт-сессия - такие разнообразные формы работы были предложены для рассмотрения основной темы «Формирование надпредметных компетенций».
- Мы едва ли не каждый месяц проводим для детей и взрослых целую серию всевозможных проектов, - отметил Лев Юрьевич. - Причем все они имеют определенную тематическую направленность. Например, весь прошлый год мы строили работу вокруг Атласа новых профессий, сейчас делаем упор на развитие надпредметных компетенций - креативности и системного мышления, учим выстраивать коммуникации, работать в команде и так далее.
В рамках форума прошла экспресс-сессия «Лучшие педагогические практики». Также была организована панельная дискуссия по теме «Надпредметные компетенции как навыки будущего», в которой каждый из педагогов приводил примеры из собственной практики. Мероприятие получилось эмоционально и интеллектуально насыщенным, поэтому участникам форума было очень сложно определиться, на какой из мастер-классов идти и какой выбрать, ведь все это так интересно и полезно. Нужно отметить мастерство спикеров - кандидата биологических наук, доцента кафедры психологии Среднерусского гуманитарно-технологического института Елены Федоровской и директора образовательных программ МАН «Интеллект будущего» Татьяны Ляшко.
Самой ожидаемой, пожалуй, была встреча с главным научным сотрудником Института изучения детства, семьи и воспитания РАО доктором педагогических наук, профессором Виктором Головановым и профессором МПГУ, автором курса «Человековедение» Людмилой Маленковой. Тема их выступления - «Эмоциональный интеллект и его развитие» - вызвала такой интерес, что организаторам пришлось ставить еще одну дополнительную лекцию. Надо сказать, что тема надпредметных компетенций была для всех педагогов актуальной, так как на всевозможных педагогических семинарах и конференциях в основном рассматриваются вопросы именно конкретной предметной области. Вот и выступление психолога, доцента МПГУ Марины Волковой с лекцией «Развитие творческого нестандартного мышления» собрало огромную аудиторию.
Формирование надпредметных компетенций уже в самом названии, по своей сути, требует участия не только школы, но и включения учреждений дополнительного образования. Одним из ресурсов является туристско-краеведческая деятельность. Об этом в своем выступлении «Социокультурная среда образовательного туризма как средство интеграции формального и неформального образования школьников» рассказал ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук Дмитрий Смирнов.
Одним из самых запоминающихся моментов форума была форсайт-сессия «Формирование надпредметных компетенций как тренд современного образования». Было много обсуждений, размышлений, предложений, и все это вылилось в список предложений по формированию надпредметных компетенций. Предложения ценны уже потому, что составлены таким уникальным сообществом, в котором были представлены ученые и педагоги-практики.
Например, преподаватель МАН «Искатель» Республики Крым Елена Лавут организацией научно-исследовательской и проектной деятельности, развитием межпредметных связей занимается не один десяток лет.
- Теперь каждый ребенок благодаря новым ФГОС имеет право почувствовать себя в роли исследователя, изобретателя, ученого, - говорит Елена. - И пусть их проекты и исследования далеко не всегда имеют какую-либо научную ценность, самое главное в том, что сами школьники приобретают опыт, мотивацию, веру в себя и страсть к исследованиям.
Правда, по словам Елены Лавут, тут есть и ряд проблем, которые еще предстоит решать: с учителей требуют, чтобы они стали для своих учеников научными руководителями. Однако далеко не каждый педагог обладает соответствующими компетенциями. Следовательно, нужно больше внимания уделять повышению квалификации школьных преподавателей (чему, собственно, и посвящен форум).
Впрочем, как раз здесь, на форуме, все его участники, без исключения, остались удовлетворены результатами своего труда. Было еще одно важное ощущение: понимание того, что образовательный потенциал России велик, ведь у нас есть столько активных педагогов!