«Рай». Андрей Кончаловский. Производство - DRIFE Productions, Продюсерский центр Андрея Кончаловского при поддержке телеканала «Россия» и Министерства культуры РФ.
Кончаловский собрал международную команду, чтобы кропотливо, в мелких бытовых подробностях воссоздать мир Европы, переживающей Вторую мировую войну. Режиссер пытается понять, почему милые, в сущности, люди мечтают о рае на Земле для всех и опрокидывают цивилизованный мир в ад войны и военных преступлений.
В фильме нет ужасов войны - все буднично, жизнь течет своим чередом. Полицейский-коллаборационист Жан завтракает в кругу семьи, обещает сводить сына в цирк, гуляет с ним в лесу, а потом едет в участок и разбирает дела арестованных борцов сопротивления и не забывает под вопли пытаемых заказать секретарше продуктовый пакет. Офицер СС Хельмут занимается продажей недвижимости, раздает вещи умершей матери прислуге, а потом выслушивает доверительные слова Гиммлера о мечтах фюрера поскорее закончить войну, нужно только навести порядок в концлагерях. И во власти этих милых людей оказывается хрупкая аристократка Ольга, совсем не готовая к борьбе.

«Психи». Режиссер Алексей Китайцев. Производство - кинокомпания «Студия Продюсерского Кино» при поддержке Министерства культуры РФ.
Герои картины - участники молодежной группировки, называющие себя фашистами. Но режиссер показывает их не как полное зверье без мозгов, готовое лишь повторять навязанные им лозунги. Нет, это вполне нормальные и в чем-то даже симпатичные парни (особенно основной персонаж - Рэбел), и все происходящее для них скорее игра, нежели серьезная, взрослая жизнь. И только когда дело принимает совсем нешуточный оборот, до них наконец начинает доходить, что речь уже идет о жизни и о смерти, о долге и о правильном выборе.
«Идея этого фильма взята не из воздуха, у всех основных персонажей есть прототипы, к сожалению, некоторых из них уже нет в живых, - признался Алексей Китайцев. - Сегодня есть термин «гламурный фашизм» - замена политики эстетикой. Копируя внешнюю атрибутику и поверхностные лозунги, молодые люди не задумываются о сути идей национал-социализма, но это затягивает, и получается, как в старой пословице: назвался груздем - полезай в кузов.

«Хороший мальчик». Режиссер Оксана Карас. Производство - «2Д Целлулоид» при поддержке Министерства культуры РФ.
«Хороший мальчик» - фильм абсолютно безобидный и отрицательных эмоций не вызывает. Единственная беда - в нем все ненатуральное, начиная от карикатурной семьи главного героя - 14-летнего Коли Смирнова - и заканчивая школой, учениками и остальными персонажами этого полуфарса. Старшеклассник Коля живет с полусумасшедшим папой, полуистеричной мамой и ничем не выдающимся старшим братом. Коля, как нам уже пояснили из названия, мальчик хороший, поэтому он старается всем помогать, поступать по совести.
Кроме того, в истории так или иначе задействованы: маньяк, писающий на людей; хулиган, который держит в страхе всю школу; учитель-танцор, так же, как и главный герой, влюбленный в учительницу английского; добрая, но глуповатая жена директора школы; школьный завуч, по совместительству преподающая школьникам танцы. Все эти персонажи рассыпаны по картине, как части пазла в коробке, и соединяться в единое целое упорно не хотят. Только вроде бы сложился один сюжет, как режиссер вдруг неожиданно выкидывает некое странное коленце, опять перемешивает эти пазлы, вызывая у внимательных и добросовестных зрителей недоумение. Впрочем, народу (ну какой-то его части) нравится! Главное ведь, что фильм, как любят говорить чиновники, позитивный...

«Ке-ды». Режиссер Сергей Соловьев. Производство - студия Сергея Соловьева «Линия кино».
Все фильмы Сергея Соловьева, по сути дела, о том, что жизнь наша, конечно, сложна и порой крайне неприятна, но, к счастью, есть в ней и одна несомненная прелесть: если найти близких себе по духу людей, пусть чудиков, пусть не совсем нормальных в общепринятом смысле, то существование становится более-менее сносным и все невзгоды можно пережить. Вот и в «Ке-дах» подобралась такая компания, состоящая из призывника Саши по кличке Джаггер, девушки Амиры и ее сына-аутиста Мити, ну и еще парочки примкнувших к ним персонажей.
Когда назойливые журналисты мучают режиссера вопросом, о чем же все-таки его новый фильм, он невозмутимо отвечает: «Про кеды». Ответ единственно верный, ибо имеющий глаза все увидит и так, а человек разумный будет еще и в состоянии сам интерпретировать увиденное. Как говорит сам Сергей Соловьев: «Искусство - одно из самых бессмысленных дел на земле, как полет бабочки. Зачем оно нужно? Не знаю. Но от присутствия в нашей жизни искусства становится лучше жить. Это я знаю точно».

«Коллектор». Режиссер Алексей Красовский. Производство - «Паприка Продакшн».
Для того чтобы на такой камерный фильм (один артист, одна декорация), как «Коллектор», пошел зритель, нужны мощная актерская игра и классная идея. И то и другое у картины есть. Автору сценария и режиссеру ленты Алексею Красовскому («Откровения», «Цена жизни», «Военный госпиталь») идея пришла во время прохождения им гастроскопии, весьма болезненной и неприятной процедуры: его врач отвлекся на телефонный звонок, и режиссер представил себе, что это звонит его кредитор, чтобы заставить помучиться и вынудить отдать долг. Так выстроилась история - перед нами один рабочий день коллектора Артура, который виртуозно выбивает долги из клиентов банка не силой, а только психологическим воздействием. Но в конце дня он превращается из охотника в добычу. Режиссер мастерски выдерживает паузы и поддерживает напряженность сюжета, так что этот психологический триллер не отпускает зрителя до финала.
Константин Хабенский с вызовом - сыграть в одиночку, все остальные персонажи за кадром, мы слышим только их голоса в телефоне - справился блестяще. Вначале мы видим циничного профессионала, который не брезгует в своей работе ничем, в том числе откровенным обманом, например, объявить должнику, что его дочь беременна. Артур явно получает удовольствие от сознания своей власти над людьми, ведь он досконально изучает подноготную своих клиентов и умело использует ее для шантажа по телефону. Никаких вопросов о допустимости подобной тактики - только голый профессионализм. Но после звонков жены одного из должников, который покончил с собой, уверенность героя в том, что он все делает правильно, начинает колебаться. Не из-за мук совести, а из-за того, что сам оказался на месте своих жертв - женщина «слила» в Интернет видеокомпромат с его участием. Подделка это или нет, босса Артура и его коллег не волнует, нашего профи увольняют, но он отказывается уйти из офиса, пока не разберется в ситуации.
Каково чувствовать себя загнанным в угол? В герое Хабенского начинают проглядывать человеческие черты, и он впервые по-настоящему задумывается, нравится ли ему его жизнь. Хороший вопрос для каждого из нас.

Наш опрос

Какой(ие) фильм(ы) отечественного производства 2016 года произвел(и) на вас самое сильное впечатление?

Максим ИВАНОВ, учитель истории и обществознания, Петрозаводск:
- Хочется сказать «браво!» Константину Хабенскому за «Коллектора». Нельзя не отметить и смелое и актуальное кинополотно «Ученик». Впечатлил также «Тряпичный союз», потому что это драмеди, а с ними у нас в стране напряженка.

Мария ЛЕБЕДЕВА, учитель начальных классов, Великий Новгород:
- Фильм «Экипаж» с Данилой Козловским. По спецэффектам боевик уровня Голливуда, а по внутреннему ощущению близкий к первому «Экипажу», еще советскому... Хорошо будет, если новое российское кино сохранит лучшие ценности нашего прошлого.

Ирина СМИРНОВА, учитель русского языка и литературы, Москва:
- Я с удовольствием посмотрела «Ке-ды» Сергея Соловьева, режиссер как будто и не постарел со времен любимой мною «Ассы». У него все такие же странные, забавные, стильные персонажи и классная современная музыка.

Кино обозревали
Александра ИВАНОВА,
Светлана КОЗЛОВА,
Татьяна ЕФЛАЕВА