Мужское: Вдоль по зимней дороге
Идея, положенная в основу романа «Авиатор» Евгения Водолазкина, - путешествие во времени - заведомо беспроигрышна. Правда, у автора она максимально приближена к реальности и даже положена на научную (или псевдонаучную?) основу. Главный герой Платонов 1900 года рождения оказывается во времена сталинского террора на Соловках, в лагере попадает в штрафную роту, из которой всего два пути. Либо в могилу, либо быть замороженным - врачи ставят эксперименты на зэках по поручению вождей, которым хочется вкусить бессмертия... Приходит он в себя в 1999 году - единственный выживший.
При чтении «Авиатора» ловишь себя на мысли: вот бы так историю в школе преподавали! Во-первых, от лица размороженного, во-вторых, делая упор не столько на именах и фактах, сколько на почти интимных деталях - запахи, свет, цвет, тактильные ощущения. Это вызывает самый живой интерес к тому, что было до нас. И связывает нас с теми, кто жил когда-то, позволяет понять, что прошлое находится на одной линии времени с настоящим, просто немного позади...
Не менее важны тема любви и философская линия - размышления о том, существует ли преступление без наказания... Ну а для филолога здесь вообще простор - можно долго смаковать и анализировать стиль и слог автора. Недаром роман стал лауреатом «Большой книги» этого года.
Наконец, это просто интересное чтиво! Без всяких познавательных и иных уважительных причин. Увлекательно следить за тем, как осваивается в нашем времени столетний молодой человек, видевший Блока на поэтическом вечере и мечтавший ему позвонить (номер телефона в тексте, кстати, приведен), гадать, что будет с ним дальше. В свете открытого финала романа... есть где развернуться фантазии.
Предупредим сразу: «Зимняя дорога» Леонида Юзефовича - трудное чтение. Не только потому, что роман документальный (составлен он по художественным законам и держит в напряжении до конца), а потому что время, описываемое им, - Гражданская война в России, которая, сами понимаете, изобиловала страшными и кровавыми историями. Но не ради них писал профессиональный историк Юзефович этот эпос - он наткнулся на факт существования даже при таких обстоятельствах редчайшего личного благородства в лице двух героев восстания в Якутии 1922-1923 годов - красного командира Ивана Строда и бывшего белогвардейского генерала Анатолия Пепеляева.
Первый, анархист по убеждениям, - лихая голова, преданнейший товарищ, прирожденный военный и невероятный баловень судьбы (до своей поры). Второй, «мужицкий генерал» Пепеляев, - идеалист, бессеребреник, аскет и воин, человек, за которым приплыли из Харбина в холодную Якутию на лишения, мучения и неизвестность сотни добровольцев. За границей он тосковал по России и мечтал ей послужить, чем и воспользовались политики-манипуляторы и спекулянты, которым Якутия нужна была как источник пушнины и золота. Пепеляев поверил, что его зовет освободить от произвола большевиков народ. За все время похода он не расстрелял ни одного человека, всегда предлагал противнику сдаться, делил с солдатами все тяготы и ввел в своей дружине обращение перед чином «брат». Он был брат генерал.
И он же вынужден был осадить небольшой отряд Строда, который укрылся в самодельной крепости из мерзлого навоза с трупами вперемешку. Красные продержались 18 дней в нечеловеческих условиях, и пепеляевцы вынуждены были отступить. При этом оба командира относились друг к другу с неподдельным уважением. Недаром Юзефович сравнивает их с Ахиллом и Гектором, равно благородными героями, которых заставили сражаться боги... О многом вас заставит задуматься роман, справедливо ставший победителем «Большой книги»: о беспощадности судьбы и самокодировании на страдание, о природе войны и человека, особенно русского, о его не укладывающихся в голове противоречиях. Если вы готовы к этому, «Зимняя дорога» - ваша книга.
Женское: Прошу любить и жаловаться
Боюсь, что читать сборник «8 Марта. Рассказы о любви» издательства «Эксмо» именно в Международный женский день читательницам было некогда: накрывали на стол, чтобы было чем закусить коллегам и близким, превозносящим их достоинства. А вот в новогодние каникулы - самое время. Сборник - это возможность попробовать «на вкус» (недаром обложка стилизована под коробку конфет) разных современных авторов.
Вот самая именитая из представительниц «женской» прозы, Дарья Донцова. Сборник позволяет, не подмачивая свою репутацию строгого ценителя словесности, ограничиться знакомством с «королевой иронического детектива» одним рассказом, благо все элементы ее стиля налицо - непрезентабельная с виду героиня, нелепо влюбленная в своего мужа-красавца, и детективная интрига - свалившееся на голову (здесь буквально) сокровище, которое предполагаемая хозяйка не хочет признавать своим. Хочется узнать, как «миссис Марпл» раскроет это дельце?
Но только вы настроитесь отложить книжку как слишком откровенное чтиво, как наткнетесь на совершенно иные по тональности и посылу истории. К примеру, Анна Хрусталева (кстати, наша бывшая коллега! Читайте ее новогоднюю сказку на соседних страницах) удивит точным проникновением в душу одинокого закрытого парня, который ждет какого-то чуда и находит его, помогая незнакомке... в родах. Конец жесткий и светлый одновременно, что встречается нечасто. А Елена Исаева в «Конкурсе красоты» расскажет пронзительную историю «рядового Ивановой», бабы Раи, чья чистая девичья любовь так и не получила продолжения. Потому что случилась на войне... Словом, «8 Марта» - неплохой подарок себе к Новому году.
Чтением романа «Завидное чувство Веры Стениной» Анны Матвеевой не стыдно похвастать и в компании интеллектуалов, ведь он вошел в шорт-лист одной из самых престижных литературных премий страны «Большая книга». И при этом автор самый что ни на есть знаток женской души.
Роман дополнительно порадует любительниц классической живописи - главная героиня книги, искусствовед по образованию, на любое событие своей жизни примеряет сюжеты, а на людей - персонажей той или иной картины. У Веры Стениной есть удивительный дар: она не просто видит картины, но и слышит голоса людей на холстах, различает запахи, сопровождающие написанную обстановку.
Зависть - то самое заглавное чувство - Вера носит в себе, как «дитя, которому не суждено появиться на свет». Это чувство по отношению к лучшей подруге Юле - красивой, беспечной и удачливой, обнаружившей в себе прекрасный талант и зарывшей его в землю, - представляется Вере в образе летучей мыши. Вера привыкает считать, что все в ее жизни подчинено этой неизбывной зависти. Зависти к красоте Юли, к ее легкому отношению к жизни, привычке разбрасываться дарами судьбы. К дочери, словно бы лучше подходящей ей самой, Вере Стениной.
Летучая мышь в душе героини растет, как раковая опухоль. Она забирает у Веры силы, мешает реализовать себя. Трудно полюбить того, кто превосходит тебя. Того, кого любят все вокруг. Но не любовь ли Вера Стенина называет завистью? Может ли зависть заставить быть достойным человеком, верным другом, настоящей женщиной и матерью?

Детское: Шаг в бабочку
Повесть Ларисы Романовской «Удалить эту запись?», занявшая третье место в литконкурсе для детей и юношества «Книгуру» этого года, написана в форме дневника. Главная героиня - никуда не деться - дитя электронного XXI века, и дни свои она описывает в блоге, периодически сомневаясь, а не удалить ли ту или иную запись... Хотя формат дневника тут совершенно ни при чем: подростков во все времена терзают одни и те же вопросы. Например: «Я не понимаю, что со мной. У меня все хорошо, а мне так хочется плакать и всех убить. А потом обниматься».
Повесть написана очень честно, очень живо - порой даже кажется, что тексту из-за этой «живости» недостает художественности. Но это, с другой стороны, делает ее более ценной, особенно для подростков - автору удалось влезть, точнее, вернуться в «шкуру» 14-летней девочки и посмотреть ее глазами на окружающий мир. При этом текст не хаотичен. Мы не просто читаем случайные заметки, но наблюдаем за целой историей со своей завязкой, кульминацией.
Вера - не супергероиня, не образец для девчачьего подражания, она живой человек, к которому порой относишься с легким раздражением, ведь он напоминает тебя самого. Поэтому повесть «Удалить эту запись?» интересна не только подросткам, но и их родителям, которым порой так нужно напомнить о том, что был и в их жизни этот странный, мучительно-прекрасный возраст.
«Мне кажется, я сегодня сделала еще один шаг из гусеницы в бабочку. Это очень пафосно. И я все равно эгоистка. Но и бабочка тоже».

Наш опрос

Какие книги 2016 года произвели на вас самое большое впечатление?


Алла ТИХОНОВА, учитель физики на пенсии, Нижний Новгород:
- Я прочитала две книги из шорт-листа «Большой книги», и рада, что они обе премированы. Это «Лестница Якова» Улицкой (она мне очень понравилась, и я ее всем знакомым рекомендовала) и «Авиатор» Водолазкина - роман тоже произвел самое хорошее впечатление и о многом заставил задуматься. В планах - прочесть книгу Юзефовича и «Ненастье» Иванова.

Николай СЕМЕНЧУК, учитель истории, Москва:
- Я сейчас читаю «Зимнюю дорогу» Юзефовича и нахожусь под большим впечатлением. Автор проделал грандиозную работу - могу это как коллега сказать. Он же двадцать лет работал над книгой. Результат получился мощным, герои просто потрясают. Это совсем другая сторона Гражданской войны, о которой мы ничего не знали.

Книги читали
Анастасия ШАРОВА,
Оксана РОДИОНОВА,
Татьяна ЕФЛАЕВА