Политик года-2016

Ольга ГОЛОДЕЦ, заместитель Председателя Правительства РФ

2015-й. Наталья ТРЕТЬЯК, первый заместитель министра образования и науки РФ.
2014-й. Сергей КРАВЦОВ, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки; Александр АСМОЛОВ, директор Федерального института развития образования.
2013-й. Зинаида ДРАГУНКИНА, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, секретарь Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

Ольга Голодец курирует в правительстве не только образование, но и всю социальную сферу. А это и демографическая политика, и медицина, и культура, и социальная защита, и пенсионное обеспечение, и вопросы труда и занятости. Все, что волнует в первую очередь нас с вами, простых россиян. Так и хочется сказать, что на хрупких плечах женщины лежит неподъемный груз. Но, глядя на работу Ольги Юрьевны в кабинете министров, приходится признать, что эта хрупкая женщина многим представителям сильного пола даст сто очков вперед.
Называя Ольгу Голодец политиком года в образовании, наши эксперты отметили запуск программы по строительству новых школ (напомним, что за 10 лет планируется создать не менее 6,5 миллиона новых мест для учеников), работу Совета по русскому языку при Правительстве РФ, которым руководит Ольга Юрьевна, и Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России.
Полным ходом идет подготовка к мировому чемпионату WorldSkills-2019 в Казани. Его оргкомитет тоже возглавила Ольга Голодец.
Отдельно стоит сказать и о таком направлении работы, которое курирует вице-премьер, как устройство сирот в семьи. К ноябрю в государственном банке данных значились 60705 таких детей - это на 15% меньше, чем на начало года. В целом же за последние 10 лет этот показатель сократился в три раза.

Человек года-2016

Маргарита РУСЕЦКАЯ, ректор Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина


2015-й. Иван ЯЩЕНКО, исполнительный директор Московского института непрерывного математического образования; Анна НЕРКАГИ, ненецкая писательница, основатель кочевой этнографической школы на Ямале.
2014-й. Алла ГОЛОВЕНЬКИНА, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2014; Светлана ВАСИЛЬЕВА, бывший председатель Комитета образования администрации Чудовского района Новгородской области.
2013-й. Андрей СИДЕНКО, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2013; Олег СКОТНИКОВ, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Воспитатель года»-2013.

«Мы учим говорить по-русски весь мир!» - провозглашает на своем сайте Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина. И в том, что вуз успешно выполняет свою миссию, немалая заслуга, безусловно, принадлежит ректору Маргарите Русецкой.
Маргарита Николаевна возглавила учебное заведение в декабре 2013 года, и именно при ней Институт Пушкина стал научно-методическим центром масштабной правительственной программы по продвижению русского языка и образования на русском.
По всему миру создается сеть центров русского языка «Институт Пушкина» (не далее как в декабре открылись центры в Вашингтоне и Лондоне). Расширяет свою аудиторию интернет-портал «Образование на русском», объединяющий платформу дистанционного обучения языку, систему повышения квалификации преподавателей и массовые онлайн-курсы на русском для людей разного возраста.
С 2015 года институт реализует Международную волонтерскую программу «Послы русского языка в мире», в рамках которой студенты, аспиранты и молодые специалисты проводят занятия для иностранных школьников. Если в прошлом году волонтеры посетили Армению, Киргизию, Молдавию и Таджикистан, то в этом году география поездок значительно расширилась: образовательно-просветительские экспедиции прошли не только в странах СНГ, но и в регионах России, Республике Абхазия, КНР, Королевстве Бахрейн, а также в странах Латинской Америки - Перу и Эквадоре.

Скандал года-2016

Разоблачения педагога-педофила в 57-й школе Москвы
Выступление Дмитрия Медведева на Всероссийском молодежном форуме «Территория смыслов на Клязьме»
Письмо РАО о курсе «Православная культура»


2015-й. Попытка перенести традиционную дату начала учебного года; прекращение деятельности фонда «Династия».
2014-й. Стрельба в московской школе №263; исключение известных учебников из Федерального перечня.
2013-й. Судебный процесс над Ильей Фарбером; массовые нарушения на едином государственном экзамене.

Пост журналистки Екатерины Кронгауз про учителя элитной школы, который на протяжении многих лет «крутил романы», а попросту говоря, спал со своими ученицами, накануне 1 сентября произвел в соцсетях эффект разорвавшейся бомбы. За ним последовали откровения других выпускников 57-й. И не только девушек. И не только про одного-единственного учителя. Самое страшное, что, по свидетельству бывших учеников, администрация школы и многие педагоги знали о происходящем, но годами молчали ради имиджа учебного заведения. Главный «герой» скандала - 50-летний учитель истории Борис Меерсон еще летом уволился из школы и уехал в Израиль. Против него возбуждено уголовное дело. После того как история получила огласку, в отставку ушел и директор школы Сергей Менделевич. В 57-й теперь новое руководство. Всем бы хотелось, чтобы оно справилось с этой ситуацией и вернуло школе былую славу.
Общаясь с участниками молодежного форума «Территория смыслов на Клязьме», премьер-министр Дмитрий Медведев так высказался на тему низких зарплат педагогов в стране: «И по учителям, и по преподавателям - это призвание. А если хочется деньги зарабатывать - есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес». И хотя он оговорился, что правительство не отказывается «от тех решений, которые связаны с повышением зарплат педагогам, преподавателям в университетах», ситуацию это не спасло. Возмущенная общественность восприняла слова  премьера как совет учителям, недовольным уровнем своей зарплаты, идти в бизнес. На сайте change.org даже появилась петиция с требованием отправить Медведева в отставку.
Наконец, в ноябре общественность была встревожена новостью о планах ввести изучение православной культуры в школах с
1-го по 11-й класс. Поводом послужило письмо Российской академии образования о начале заочного голосования по курсу «Православная культура», направленное членам Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) по общему образованию. В случае одобрения программы можно было бы ожидать ее массового внедрения в школы. Тревога оказалась ложной. Президент РАО Людмила Вербицкая заявила, что рассылка писем членам ФУМО была неправомерной и произошла по вине ее заместителя Виктора Басюка. По ее словам, программа нуждается в серьезной доработке, и решение по ней в ближайшее время приниматься не будет.
С разъяснениями выступило и Минобрнауки России. Как заверяют в ведомстве, курс предназначен не для обязательной части учебной программы, а для факультативных занятий, которые школа может вводить по запросу родителей и обучающихся.
«Первоначально данная программа поступила на рассмотрение от РПЦ в Российскую академию образования летом 2016 года, была рассмотрена Федеральным учебно-методическим объединением и отправлена на доработку. К оценке курса Минобрнауки сможет приступить только в случае положительного заключения ФУМО», - отметили в министерстве.

Проект года-2016

Всероссийский конкурс «Успешная школа»
Первый чемпионат региональных учительских клубов (ЧЕРУК-2016)


2015-й. «Российская электронная школа»; проект повышения конкурентоспособности ведущих российских вузов среди мировых научно-образовательных центров «5-100».
2014-й. Модернизация региональных систем дошкольного образования; фирма года - EF Education First.
2013-й. Профессиональный стандарт педагога.

В последние годы об успешности школы принято судить по результатам ЕГЭ, числу победителей олимпиад, показателям поступления выпускников в вузы. Но ведь есть то, что не измеришь никакими цифрами. Тот особый уклад, та атмосфера, благодаря которой каждый ученик чувствует себя успешным и нужным либо нет. Наверное, поэтому Всероссийский конкурс «Успешная школа», впервые проведенный в этом году по инициативе «Учительской газеты», получил такой отклик.
Более трех тысяч школ из разных уголков страны прислали материалы на конкурс, представив свое видение успеха. На заключительный этап в Москву приехали 20 школьных команд, шесть из них по решению жюри были объявлены победителями и получили гранты в размере 100 тысяч рублей от «Учительской газеты» и специальные призы от партнеров конкурса.
Впервые поводился в этом году и чемпионат региональных учительских клубов (ЧЕРУК). На соревнования в Ульяновске, проходившие под эгидой Минобрнауки России, Общероссийского профсоюза образования, «Учительской газеты», Министерства образования Ульяновской области, прибыли 22 команды из 21 региона страны. Участники прошли несколько испытаний - презентовали свои команды, дали мастер-класс и дистанционный урок, выступили с педагогической лекцией. Победителем первого ЧЕРУКа стал клуб «Учитель года Подмосковья».

Событие года-2016

Назначение Ольги Васильевой министром образования и науки РФ
Победа сборной России на европейском чемпионате по профессиональному мастерству EuroSkills-2016


2015-й. Введение Всероссийских проверочных работ.
2014-й. Возвращение выпускного школьного сочинения.
2013-й. Создание федерального государственного стандарта дошкольного образования.

Перестановки в кабинете министров, конечно, не каждый день, но случаются. Назначение Ольги Васильевой можно назвать знаковым уже потому, что министром образования России впервые стала женщина. Но что более важно, вместе с новым руководителем ведомство, судя по всему, обрело и новый курс. За первые месяцы пребывания на посту Ольга Юрьевна успела сделать немало «программных» заявлений. Среди них - обещание вернуть астрономию в обязательную школьную программу, прекратить масштабный процесс оптимизации вузов, начатый при Дмитрии Ливанове, возродить в школах трудовое воспитание. Не могла не обрадовать педагогическое сообщество ее принципиальная позиция о том, что образование - это не услуга, а ключевой фигурой в образовательном процессе является учитель. Впрочем, скажутся ли эти политические заявления на реальной жизни российских учителей, судить сложно. Пока министр заканчивает формирование новой команды.
Напомним, что Ольга Васильева начинала трудовую деятельность в должности учителя еще в 1979 году. Работала в системе Академии наук и в высшей школе, имеет опыт государственной службы как в аппарате правительства, так и в Администрации Президента РФ.
Знаковым событием, по мнению экспертов «УГ», стала также победа сборной России на V европейском чемпионате EuroSkills-2016 в Гетеборге (Швеция). В общекомандом зачете с результатом 15882 балла наша команда заняла первое место среди 30 стран. Ребята завоевали 5 медалей по основным компетенциям (две золотые, две серебряные и одну бронзовую), 11 медалей за профессионализм, а также 4 медали по презентационным компетенциям, которые не учитываются в общем зачете.
Отметим, что национальная сборная WorldSkills Russia впервые представила команду на европейских соревнованиях в 2014 году в Лилле. Во Францию отправились 23 участника, и выступили они лишь по 15 компетенциям из 41. В этом году сборная России на европейском первенстве стала одной из самых многочисленных: в ее состав вошли 43 молодых профессионала - студенты колледжей, техникумов и училищ из 18 регионов страны, которые выступали по 36 компетенциям.

Наши эксперты

Лауреаты и победители Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016

Андрей БАРАШЕВ, учитель русского языка и литературы лицея №11 г. Ростова-на-Дону
Леонид БОНДАРЬ, учитель русского языка и литературы лицея №23 г. Калининграда
Анжелика ЗИМИНА, учитель русского языка и литературы школы № 4 «Центр образования» имени Н.Ф.Шутова г. Сызрани Самарской области
Ришат КАЛИМУЛЛИН, учитель истории, обществознания и права Новомалыклинской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза М.С.Чернова Ульяновской области
Мария КОРОЛЕВА, учитель английского языка гимназии №1 г. Кирово-Чепецка Кировской области
Антон ЛАГУТИН, учитель информатики гимназии №2 «Квантор»
 г. Коломны Московской области
Наталия МЕЛКУМОВА, учитель биологии и экологии гимназии имени А.Н.Островского г. Кинешмы Ивановской области

Управленцы

Юрий БИКТУГАНОВ, министр общего и профессионального образования Свердловской области
Жанна ВОРОБЬЕВА, председатель Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга
Олег МОСОЛОВ, руководитель Департамента образования, науки и молодежной политики администрации Воронежской области
Галина ШЕШЕРИНА, ректор Института повышения квалификации работников образования Тамбовской области

Члены президиума Совета молодых педагогов при Центральном совете Общероссийского профсоюза образования

Джаваир АЗЕРЛИ, Нижегородская область
Мария ВИКУЛОВА, Рязанская область
Анна ВОЛОДИНА, Республика Крым
Олеся ГОНЧАРУК, Волгоградская область
Максим ГРИШИН, Республика Марий Эл
Усман ИЛЬЯСОВ, Чеченская Республика
Иван КАЙНОВ, Тюменская область
Наталья КИРИЛАХ, Красноярский край
Ольга КОВРУ, Республика Карелия
Галина КУПРИНА, Тульская область
Артур МАНГАСАРОВ, Москва
Руманият МАХМУДОВА, Республика Дагестан
Алексей МОКРУШИН, Калужская область
Евгений УСКОВ, Мурманская область
Владислав ЯКОВЛЕВ, Астраханская область

Премия имени  Виктории Молодцовой


В этом году не стало нашего друга, коллеги, первого шеф-редактора московского выпуска «Учительской газеты» Виктории Молодцовой. В память о Виктории Николаевне редакция учредила премию ее имени для тех журналистов «УГ», которые ярко проявляют на страницах газеты не только свой талант, но и активную гражданскую позицию.

По итогам 2016 года единогласным решением редколлегии премия присуждена Надежде ТУМОВОЙ, редактору отдела писем и социальной защиты. Благодаря ее энергии, чувству справедливости родилась целая серия материалов в защиту педагогов и учебных заведений. Во многих случаях эти публикации меняют ситуацию, побуждая власти к действию. При этом для Надежды Семеновны не существует мелких проблем. Пишет педагог Александр Мелихов о том, что его кружок художественной обработки древесины закрыли и теперь работы ребят хранятся в гараже, есть повод звонить в поселок Новогорский, в Министерство образования и науки Челябинской области. В результате планируется выставка работ воспитанников кружка, а сам учитель трудоустроен. Пусть маленькая, но радость.
Не закрылась благодаря обращению в Министерство образования Чувашии школа в деревне Миренки - у родителей 27 учеников спокойнее на душе. А если в судебном разбирательстве, которое длилось год, учительнице Елизавете Владимировне Борзовой из деревни Старые Чукалы в Чувашии вернули доброе имя и она продолжает работать в школе, то это уже большая победа. Если бы не приезд корреспондента, неизвестно, сколько бы еще мытарств пережила эта учительница - яркая, одаренная личность. Публикация в газете «От тюрьмы и от сумы не зарекайся» («УГ» №30 от 27.06.2016 г.) все расставила по своим местам. «Я всегда теперь чувствую, что вы рядом, радостно жить и работать в полную силу» - это признание учительницы из далекого села дорогого стоит.
Вместе с читателями Надежда Семеновна поднимает резонансные темы: о вовлечении в школу учителей-мужчин, состоянии школьных библиотек, о семьях с приемными детьми и другие, умея отбирать самые наболевшие и важные.
Надежда Семеновна пропускает каждое письмо через себя, сопереживает и действует, поэтому так прочна живая связь с читателями, без которой не может жить настоящая газета, и тем более профессиональное издание для педагогов. Читатели для нее - соавторы и сотоварищи. «Командировка по письму», «Звонок по письму», «Рассмотрено на месте», «Нам отвечают», «Обратная связь» не просто активные, живые рубрики. Это жизнь газеты в сердцах ее читателей.

Лучшие авторы

В последнем номере года мы по традиции называем лучших внештатных авторов «Учительской газеты»

Золотое перо
Лев Соломонович АЙЗЕРМАН, учитель русской словесности, писатель и публицист, заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат педагогических наук, автор сотен статей и 21 книги. Последние четыре из них - это подведение итогов сделанного на уроках, среди них и книга «Сочинения о жизни и жизнь в сочинениях». Для «Учительской газеты» Лев Соломонович пишет уже более двадцати лет, поэтому «Золотым пером» он становится не впервые. В этом году публиковалась серия статей Айзермана «Сочинение без сочинения». Примечательно, что в своих статьях Лев Соломонович, поднимая вопросы преподавания литературы в школе, по сути, пишет о всех тех процессах, которые происходят в образовании. При всех изменениях, затрагивающих школу и общество, остаются вечные ценности. И среди них - великая русская литература, убежден Лев Айзерман.

Серебряное перо
Уже три года подряд Ольга ФИЛИМОНОВА, директор Сергиево-Посадской гимназии имени
И.Б.Ольбинского (Московская область), ведет в «Учительской газете» авторскую колонку. В своих стилистически отточенных и содержательно глубоких текстах она как тонкий психолог учит своих коллег и учеников правильно относиться к ошибкам, как грамотный директор говорит о тайм-менджменте в условиях пока еще нескончаемого вала отчетности и, конечно, как вдумчивый педагог размышляет о наболевшем - о все более усложняющихся взаимоотношениях учителя с родителями, детьми и с самим обществом... Как в ежедневной бесконечной череде крайне важных и неотложных дел оставаться подлинным профессионалом и неравнодушным человеком? Читайте в колонке Ольги Филимоновой «Неделя директора школы».

Владимир СУПРУНЕНКО - известный запорожский путешественник и писатель. Его перу принадлежат тысячи статей, очерков, путевых заметок. Он автор краеведческого фильма об острове Хортица, выпущенного на трех языках. Владимир Павлович издал более двух десятков научно-художественных книг.  Владимир Павлович - давний друг «Учительской газеты». На протяжении многих лет практически в каждом номере выходят его увлекательные материалы о путешествиях. В этом году статьи Супруненко публиковались в  рубрике «Путевые заметки». Среди особо запомнившихся работ этого года - «Каменный лик планеты» («УГ» №46 от 15 ноября 2016 года), «Я спросил у тополя» («УГ» №47 от 22 ноября 2016 года).

Бронзовое перо
Сергей ШИЛЯЕВ - известный журналист не только в родном Сергиевом Посаде. В 2016 году Сергей Юрьевич начал сотрудничать с «Учительской газетой». Специально для нас он подготовил беседы с деятелями искусства, выступающими в сергиево-посадском арт-кафе «Вишневый сад», арт-директор которого - наш автор и друг, учитель года России-2012 Александр Демахин. Уверены, что блестящие интервью Шиляева с режиссером-аниматором Юрием Норштейном, кинокритиком Антоном Долиным и писателем-сатириком Виктором Шендеровичем обратили на себя особое внимание наших читателей. Думаем, что Сергей Юрьевич не случайно оказался в нашей команде авторов: когда-то он был школьным учителем, а теперь преподает английский язык и математику в филиале Московского финансово-юридического университета (МФЮА).

У Дениса ЗАГАЙНОВА из Новодвинска нет профессионального филологического образования: он историк, давно и прочно увлекшийся журналистикой. Пишет для местных газет на самые разные темы, но особенно, признается Денис Владимирович, его всегда интересовали люди в разных профессиях, в том числе и учителя: «Простые люди, каких много вокруг нас, так много делают для наших детей. Какие удивительные секреты скрыты в педагогах, отдающих своим воспитанникам не только знания, но и частицу своей души!» А еще Денис Загайнов - книгоиздатель. Один из его последних проектов - книга о детстве Михаила Ломоносова... Кстати, идея этого издания пришла к нему как раз тогда, когда он выполнял задание «Учительской газеты» и собирал материал для спецвыпуска, посвященного Ломоносову.

Москвичке Асе СТАРОДУБЦЕВОЙ 19 лет. Она учится на втором курсе факультета журналистики Российского государственного университета имени А.Н.Косыгина. С главным выбором в жизни Асе помогли определиться школьные публикации. А вот настоящий журналистский дебют состоялся у Аси именно в «Учительской газете», когда она проходила практику летом этого года. Первые статьи Аси были опубликованы в «УГ-Москва», а потом и в федеральной «Учительской газете». Среди них и «Чтение - свет, а нечтение - незачет».