Залог успеха - компетентность лидера
Как показывает практика, учеба профактива является залогом успешного функционирования профсоюзной организации. Обучение необходимо для оказания всесторонней помощи и поддержки первичкам и их лидерам в работе с рядовыми членами профсоюза, повышения их профессионализма и компетентности. Поэтому в краевой организации профсоюза сформировался системный подход к работе с кадрами. Активно используются традиционные формы учебы: семинары, слеты и школы профактива. Получила развитие такая форма, как вебинары, которые, как правило, проводятся совместно с Главным управлением образования и науки края. Так, в режиме селектора прошли семинар по охране труда и секция августовской конференции для руководителей муниципальных органов управления образованием и председателей местных организаций профсоюза; итоговая коллегия главного управления о развитии социального партнерства, об аттестации педагогических кадров.
«Процессы модернизации системы образования, введение новой системы оплаты труда, реорганизация образовательных учреждений, проблемы закрепления молодых педагогов привели к увеличению учебной нагрузки сельских учителей, возглавляющих профсоюзные организации, интенсификации труда специалистов комитетов по образованию, что значительно усложнило процесс профсоюзного обучения, - сказала, выступая на пленуме, заместитель председателя краевой организации профсоюза Светлана Иванищева. - Учитывая данные факторы, мы поставили задачу: каждый выезд председателя должен стать учебой, стараемся продумывать образовательную составляющую всех мероприятий».
Лидеры местных организаций обучались на постоянно действующих краевых семинарах, выездных балансовых комиссиях, общественных слушаниях в образовательных округах, которые проводит Главное управление образования совместно с АКИПКРО (а последние три года в рамках слушаний проходит отдельная профсоюзная секция), на слетах молодых педагогов. Ежегодно на базе одного из вузов силами специалистов аппарата краевого комитета и КСП проводятся семинары для профактива. Обучаются бухгалтеры (казначеи), внештатные правовые и технические инспекторы труда, председатели и профактив первичных профорганизаций студентов, председатели и члены молодежных советов, руководители образовательных организаций.
Совместно с Главным управлением образования разработана программа «Университета» молодых педагогов. Ценным является то, что данная сетевая структура объединяет все организации, занимающиеся работой с молодежью. Значительная часть программы, реализуемая краевой организацией профсоюза, направлена на обеспечение правовой поддержки молодых педагогов, стимулирование их профессионального роста.
Немаловажное значение в обучении профсоюзного актива имеет организационно-методическое сопровождение, оказание практической помощи. В Год правовой культуры специалистами аппарата краевого комитета была подготовлена серия брошюр «Организатору учебы профактива» для председателей местных организаций. Первые семь сборников посвящены организационной и информационной работе.
«К сожалению, знание профлидерами нормативно-уставной базы, а это основа всей профсоюзной работы, не может устроить нас в полной мере, - подчеркнула Светлана Иванищева. - Поэтому занятия по организационной работе мы предложили завершить итоговым семинаром по уставу профсоюза или зачетом. Цель обучения профактива состоит в том, чтобы каждый председатель местной, вузовской организации, любой другой профсоюзный активист был компетентным, информированным, авторитетным, уверенным в своей работе».
На пленуме были поставлены задачи на следующий год: продолжить развитие системы обучения кадров и актива, расширив ее через комплекс мероприятий на уровне образовательных округов края; развивать дистанционные формы обучения; обеспечить в каждой местной и первичной вузовской организации качественную работу школы профактива.

Работаем на результат
Не секрет, что сокращение профсоюзного членства связано и в целом с процессами, происходящими в образовании, и с недоработкой самих профлидеров на местах. Списывать все на внешние обстоятельства было бы неправильным. Очень важен внутренний фактор, а это сама профсоюзная организация, ее способность адаптироваться к изменениям, готовность и умение быть в своих действиях на уровне стоящих требований и задач.
Проблемой укрепления профсоюзных рядов в Барнаульской городской организации озадачились давно. Выявили факторы, способствующие как падению профсоюзного членства, так и его росту, наметили меры по нейтрализации неблагоприятных моментов, определили пути для укрепления первичных организаций. На протяжении нескольких лет перед активом стояла задача - формирование единого информационно-правового пространства для молодых педагогов города. И это неслучайно, ведь правовая информация всегда несет социальную направленность, помогает начинающим учителям в непростой ситуации принять правильное решение, а если надо, то и отстоять свои нарушенные права.
В Барнаульской городской организации просвещение молодых специалистов начинается, как только они приступают к работе. В сентябре в рамках месячника «Профсоюз - это мы!» во всех учреждениях образования проходят собрания, в горкоме открывается «Прямая линия» по вопросам трудового законодательства, в марте проводится «Правовая приемная».
В 2016 году по инициативе молодежного совета начал работу Клуб молодых учителей, в рамках которого проходит «Школа профессионального и профсоюзного роста». В программах занятий мастер-классы, презентации, обсуждение проблем, выступления наставников и профсоюзных юристов, встречи со специалистами комитета по образованию и представителями Барнаульской городской Думы. На постоянной основе работает и школа молодежного профсоюзного актива. Особенно популярны выездные семинары на «Творческую дачу» учителей, где работает правовая секция.
«Ежегодно мы принимаем участие в городском семинаре-совещании «Педагогический диалог: от поколения к поколению, - делится опытом председатель Барнаульской городской организации профсоюза Тамара Лесовых. - На нем присутствуют молодые учителя со стажем работы менее трех лет. Они знакомятся со специалистами аппарата городского комитета, задают вопросы, получают консультации. Часто на месте разрешаем их проблемы. Специально к данному семинару мы готовим сборник «Памятка молодому педагогу о трудовых правах». Стараемся внедрять новые формы работы, направленные на формирование правовой культуры начинающих учителей, тем самым привлекаем их в профсоюзные ряды. Молодежь у нас активная и талантливая. В этом мы еще раз убедились, когда с целью дальнейшего развития сети обучения провели в первичках конкурс проектов программ для профсоюзных кружков. Самое удивительное, что лучшие проекты были у молодых специалистов, только что вступивших в профсоюз».
Да, минувший год для профактива городской организации был насыщенным, богатым на события и, что особенно ценно, на конкретные результаты: стабильно высокое (почти 90 процентов) профсоюзное членство, 86 процентов молодых учителей состоят в профсоюзных рядах.

Выявляем, предупреждаем, устраняем
Результаты общепрофсоюзной правовой проверки соблюдения трудового законодательства при заключении и изменении трудовых договоров с работниками образовательных организаций представила Наталья Лысикова, заместитель председателя краевой организации профсоюза по правовой работе.
Итоги тематической проверки таковы: выявлено более четырех тысяч нарушений трудового законодательства. Большинство из них связаны с тем, что в трудовых договорах работников не указываются все обязательные условия, предусмотренные трудовым законодательством. Были выявлены многочисленные нарушения по вопросам установления стимулирующих выплат, доплат и надбавок. Так, зачастую в образовательных организациях отсутствуют локальные акты, устанавливающие критерии, показатели и периодичность оценки, либо указанные документы принимаются без учета мнения профсоюзного комитета. В трудовых договорах с работниками показатели и критерии назначения стимулирующих выплат не соответствуют действующим в образовательной организации положениям.
По информации местных организаций профсоюза, на период проверки не были переведены на условия «эффективного контракта» работники образовательных учреждений 13 муниципальных образований.
«Основной целью профсоюзного контроля являлось выявление, предупреждение и устранение нарушений трудового законодательства, - подчеркнула Наталья Лысикова. - Было проверено 205 образовательных организаций. Общее количество проверенных трудовых договоров, заключенных с работниками - членами профсоюза, составило 4320.
Эта работа проходила с участием председателей районных и городских организаций, внештатных правовых инспекторов, представителей государственной инспекции труда, органов прокуратуры и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования. В последнее время практика сотрудничества расширилась и стала системной».

На особом контроле
В повестке пленума стояло несколько вопросов, но самый важный из них касался дальнейших действий профсоюза в связи с принятием Закона Алтайского края, ограничивающего меры социальной поддержки сельских педагогов. Поэтому неслучайно на пленарное заседание были приглашены начальник Главного управления образования и науки Алтайского края Александр Жидких, его заместитель - начальник отдела управления качеством образования Ольга Бутенко и начальник отдела экономики образования Гульнара Тухватуллина.
Полное возмещение расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения, действовавшее в крае для сельских педагогов, с первого апреля 2017 года заменяется одинаковой для всех компенсацией, размер которой будет устанавливаться законом о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Никаких нормативных положений о принципах определения размера указанной компенсации и ее индексации в связи с увеличением тарифов и цен на жилищно-коммунальные услуги и твердое топливо принятым законом не предусматриваются. На сегодняшний день ни размер компенсации, ни ее предоставление законодательно не определены, что, конечно, вызывает массу вопросов и возмущений со стороны педагогического сообщества и профсоюза.
Об изменениях, которые произойдут в связи с принятием закона, рассказал Александр Жидких. «Мы считаем, что введение компенсации в твердой денежной сумме полностью соответствует федеральному законодательству, - заявил он в своем выступлении. - Анализ ситуации показал, что в территориях закон воспринят неоднозначно и требует разъяснений и конструктивного взаимодействия. Поэтому в рамках созданной с профсоюзом рабочей группы будут обсуждаться все проблемные моменты. Вместе с тем, мы не должны стремиться к тому, чтобы социальные льготы подменяли собой заработную плату. На особом контроле у губернатора и администрации края выполнение всех обязательств в этой сфере».
На вполне резонные замечания профсоюзных лидеров о том, что изменения, затрагивающие социально-трудовые отношения, произведены с нарушением принципов социального партнерства, без участия и учета мнения профсоюза, руководитель Главного управления образования и науки ответил, что «нельзя обсуждать такие важные задачи в условиях разобщенности, состязания амбиций и бесплодного препирательства»: «Нам необходимо достичь конструктивного взаимодействия, что позволит принять правильные и взвешенные решения».
Председатель краевой организации профсоюза Юрий Абдуллаев, подытоживая дискуссию по этому вопросу, обратил внимание, что более 250 писем и обращений педагогических работников и коллективов с просьбой отложить принятие закона в связи с его неподготовленностью, направленных депутатам Алтайского краевого Законодательного Собрания, не были приняты во внимание.
«При этом данные законные действия профсоюзной стороны были неадекватно восприняты органами власти, - под­черк­нул профсоюзный лидер. - Мы предлагаем настроиться на сотрудничество и все спорные моменты решать совместно, в равноправном диалоге. Поэтому сегодня комитет краевой организации Профсоюза работников образования постановил обратиться к губернатору Алтайского края по фактам игнорирования принципов социального партнерства и общественного мнения при принятии закона, затрагивающего социально-трудовые права сельских педагогов. Считаем недопустимым ущемление прав работников на законное отстаивание своих интересов и социальных гарантий посредством их представительства профсоюзом».
Принято решение провести мониторинг затрат на жилое помещение, отопление и освещение с целью оценки снижения уровня социальных гарантий и льгот сельских учителей, установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Алтайский край