Отвечает Евгения КУЛИЧИХИНА, преподаватель английского языка колледжа легкой промышленности, стаж работы 7 лет:
- Как бы вы ни готовились к занятиям, никогда нет 100-процентной гарантии, что вы все успеете на уроке. Но вы можете сделать все, чтобы желаемое стало реальностью.
Смотрим на название урока и представляем, о чем будем говорить. Увидели свой урок?
Составим план урока или технологическую карту занятия. «Расписали» все материалы, упражнения и методы контроля, хотите «расписать» ответы учащихся и вашу собственную речь. Не думаю, что это хорошая идея. Вы будете мыслить шаблонами и пытаться заставить учащихся сказать, что вы придумали. Но ведь не все наши мысли и ответы могут и должны совпадать.
Подготовьте себя и свой урок к тому, что учащиеся могут не справиться с заданием, значит, нужно добавить задания легче по уровню или подсказки к заданиям.
Продумали объяснение материала, подготовили задания, составили вопросы для учащихся. А теперь представьте себя на месте учащегося. Ну как, интересно ему? А может, все получилось настолько гладко и правильно, что ученику захочется спать? А ведь урок должен пробуждать учеников к мысли!
План готов, подсказки готовы. Теперь на урок. Каким бы ни было ваше настроение, улыбайтесь ребятам. Пусть урок пройдет на позитиве!


Наталья ЕЛИСЕЕВА, учитель математики школы №627 имени генерала Д.Д.Лелюшенко, стаж работы 1 год:
- Как решить проблему адаптации молодого преподавателя в школе (уважение у коллег, у подопечных учащихся, доверие родителей)?

Отвечает Наталья ОБУХОВА, учитель русского языка и литературы кадетской школы №1785 «Таганский кадетский корпус», стаж педагогической работы 15 лет:
- Когда молодой специалист только приходит в школу, он скорее растерян, чем уверен в себе. Он осознает - будет нелегко. Во-первых, ему нужно найти общий язык с учениками, во-вторых, с руководством школы. Наверное, однозначных рецептов, как найти общий язык с руководством и коллегами, нет, потому что человеческий фактор никто не отменял.
Для начала я бы посоветовала пригласить руководителя к себе на открытый урок, пусть он лично составит впечатление о новом сотруднике. Именно так я сделала сама. Пусть знания и навыки, которые вы добыли серьезным трудом в институте в течение нескольких лет, сразу «идут в дело». Проявляйтесь сразу, не «утаивайте» свои достижения! Если испытываете затруднения, например, страшно давать урок в присутствии директора, поставьте личностную задачу - преодолеть этот страх или тревогу. Отличный повод познакомиться с психологом школы и/или самостоятельно изучить проблему. Главное - действовать! Молодому специалисту необходимо проявлять инициативу, например, предложить провести предметную неделю (в рамках преподаваемого предмета). Отличная ситуация для налаживания коммуникации с коллегами. Как известно, именно в деле открываются люди как профессионально, так и личностно.
Молодой специалист может привнести в школу креативные идеи, овеянные духом времени, - буккроссинг, флешмоб, «общественный книжный шкаф». Я, имея серьезный педагогический опыт, с интересом смотрю в сторону новаций и беру в работу.


Михаил ДЕСЕТИРИК, мастер производственного обучения колледжа связи №54, стаж работы 9 месяцев:
- Как бороться с использованием мобильных телефонов на занятии?

Отвечает Анна ГОРОДЕЦКАЯ, учитель русского языка и литературы школы №1270, стаж работы 24 года:
- Уважаемый коллега, и у меня борьба с этой напастью идет с переменным успехом. За лето и каникулы теряется привычка, над которой работаешь весь год: на уроке гаджетам, не участвующим в образовательном процессе, не место.
Думаю, степень успеха зависит от двух факторов: насколько вы готовы последовательно и искренне бороться с чудесами техники и насколько ребята понимают и принимают мотивы вашей борьбы.
Начну с последнего. Если вы заявляете, что мобильному не место на уроке, но сами отправляете эсэмэски или отвечаете на звонок (пусть даже администратора, дети такие максималисты), то борьбу с мобильными вы проигрываете. Законы, которые вы устанавливаете, должны соблюдаться и вами, как бы это тяжело ни было. Если же вы в силу обстоятельств отвечаете на звонок, будьте готовы дать возможность ответить на звонок и своим ученикам.
Я руководствуюсь следующими принципами.
Строгий мораторий на использование гаджетов во время контрольных и диагностических работ, когда для нас во главе угла задача объективно оценить знания, умения и навыки. Ключевое слово здесь ОБЪЕКТИВНО, значит, работа должна быть самостоятельной, и в этой самостоятельности ни у меня, ни у кого другого не должно быть сомнений.
Во время обычных уроков мобильный телефон - персона нон грата. Его появление ВСЕГДА замечается, ВСЕГДА указывается на то, что он используется в нарушение устава школы. Могу поинтересоваться, нравятся ли учебнику (под которым прячется телефон) столь нежные поглаживания, или уточняю причину внезапного звонка: «Может быть, акции падают или президент звонит?»
В новом классе один раз стоит подольше поговорить, почему мобильным телефонам не место на уроке, надо разъяснить свою позицию. Если выстраиваются доверительные деловые отношения, дети принимают адекватные педагогические требования. Мне приятно, что, убирая в ответ на мое замечание мобильный телефон, учащиеся не забывают извиниться, ведь мы прервали НАШ урок из-за чьего-то эгоизма.


Юлия СУЛИМОВА, учитель французского языка школы №1270, стаж работы 1 год:
- Как сохранить правильную дистанцию между учителем и учеником?

Отвечает Николай МАКАРЧУК, учитель истории школы №1259, стаж работы 37 лет:
- Для начала я посоветовал бы пересмотреть или открыть для себя замечательные советские фильмы о школьной жизни, такие как «Республика ШКИД», «Доживем до понедельника», «Чучело» или современный «Географ глобус пропил». Мудрые литераторы и режиссеры уже ответили на ваши вопросы и показали, как нужно, а как недопустимо строить отношения учителей с детьми. Просто проанализируйте ситуации в этих и других фильмах на эту тему и подумайте, как бы вы поступили в подобных обстоятельствах.
Если вы преподаете в начальной школе, скорее всего это не ваша проблема. Для маленьких детей вы уже являетесь авторитетом в силу разницы в возрасте. А вот в средней и особенно старшей школе ваша молодость может стать для вас как бонусом, так и проблемой. Начните с обращения к учащимся на «вы», отсекая возможность панибратства. Даже если администрация допускает для учителей неформальную одежду, не стоит демонстрировать свои субкультурные предпочтения, помните, что классика всегда актуальна. Но не забывайте об элегантности, ведь по одежке встречают... Держитесь уверенно, но не самоуверенно. Слабых и наглых не любят. На уроках без крайней необходимости не отступайте от темы, учащимся нравится применять отвлекающие приемы, заставляя учителя отвечать на якобы важные вопросы. Продемонстрируйте готовность дать ответы после уроков; заодно поймете, для кого это действительно важно, а кто провокатор. Ваши главные козыри - профессионализм, компетентность, эрудиция. Не старайтесь быть своим в доску, популистов дети с удовольствием используют в своих интересах, но уважать не станут. Будьте строги, объективны, принципиальны, но человечны. Однажды на моем уроке одна из девочек «клевала носом». Я знал, что в семье есть еще маленькие дети, которыми она много занимается и не высыпается, и предложил ей поспать за партой до конца урока. Этот эпизод и через тридцать лет после окончания школы с восторгом вспоминают и та выросшая девочка, ныне завуч по воспитательной работе одной из московских школ, и ее одноклассники, с которыми я дружу все эти годы.


Екатерина ИВАНОВА, преподаватель английского языка колледжа сферы услуг №3, стаж работы 1 год:
- Что нужно учитывать, когда проводишь первый урок?
Отвечает Юлия ФУРМАНЮК, учитель русского языка и литературы многопрофильного лицея №1799, стаж работы 30 лет:
- Когда я собиралась первый раз в школу учителем, я знала, что 1 сентября меня ожидает трудный класс подростков, в котором есть мальчик Юра, способный бить учителя портфелем. Драться мне не приходилось никогда, поэтому я очень тщательно готовилась к первому уроку. Я понимала, что нужно поразить воображение учеников чем-то необыкновенно интересным и занимательным. Я перечитала практически все свои студенческие тетради, перетрясла в памяти все факты о языке, впечатлившие меня, составила не просто план своей лекции для семиклассников, но и разные варианты этого занятия на случай, если что-то пойдет не так. И, конечно же, надела свое самое лучшее платье. Внешний вид - это очень важно. Мой первый директор потом не раз говорила то же самое: детей надо обязательно чем-то поразить, хоть необыкновенной брошью, хоть рассказом, хоть чем, но приковать внимание к себе, чтобы глаз не сводили, чтобы слушали с раскрытым ртом, что предпочтительнее, разумеется. Мальчик Юра, гроза педагогического коллектива, на уроке был. Но слова, а главное, возможности нежелательного действия я ему не предоставила, решив все эти нарушения предупредить. Когда кто-то из детей попробовал зашептаться, то я, картинно вытаращив глаза, страшно изумилась тому, как возможно такое (!) безобразие на моем уроке! Честно говоря, мне трудно представить сейчас, что бы я стала делать, если бы класс расшумелся, но были полная тишина и интерес в глазах детей. Правило, которое я вывела для себя на многие годы, - в новом классе первый урок - главный. Строгость, порядок, информативность, занимательность, логичность, стройность - все вместе взятое должно быть на высоте. Но тут есть еще один секрет. Кроме планов уроков, мастерства. Это внутренняя собранность. Если войти в класс в расслабленном состоянии, то тебя могут не заметить. Нужно войти, почувствовав в себе мышечную собранность, обвести молча глазами весь класс, всех детей и мгновение помолчать. Успокаиваются практически всегда без замечаний и лишних слов. И чем больше замечаний, тем менее они эффективны. Все замечания нужно предупредить.

Окончание. Начало на стр. 19

Екатерина ШИРОКОВА, учитель математики школы №627 имени генерала Д.Д.Лелюшенко, стаж работы 1 год:
- Как нужно вести урок, чтобы дети с удовольствием шли на него?

Отвечает Евгения БЛАГОДАРНАЯ, учитель истории и обществознания школы №1468, стаж работы 10 лет:
- У нас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Понравиться детям - это одна из самых главных педагогических задач, которая стоит перед нами как профессионалами. Для кого-то понравиться ребенку - это наладить добрые, дружественные отношения с ним, а для кого-то совсем наоборот - влюбить в себя ребенка. Но в любом случае, какими бы мы ни были, как бы ни складывались у нас отношения с детьми, нам необходимо их расположить к себе и заинтересовать. Немалую роль играет и сценарий урока - внесенные вовремя интрига, загадка, интересный случай или секрет, разнообразят и разовьют интерес у детей.
Для ученика важно, чтобы в учителе был юношеский задор и энтузиазм. Попробовать подружиться с детьми, оставаться с ними, так скажем, на одной волне - то есть быть одновременно и взрослым, и ребенком. Сделать так, чтобы нам вместе было интересно, а именно спуститься с высоты наших знаний до незнаний ребенка и только вместе с ним совершить сложный путь восхождения по дороге знаний. Не стоит забывать и про улыбку. Ведь доброжелательность и любовь к детям, но при этом требовательность и сдержанность, на мой взгляд, важны во взаимоотношениях с детьми.
Сохранить изюминку в себе и не превратить ее в обыденность. Не потерять состояние влюбленности в свою профессию.


Надежда ШУВАЛОВА, учитель английского языка школы №1468, стаж работы 1 год:
- Как подходить к оцениванию обучающихся разного уровня в рамках одного класса?

Отвечает Ольга ПЕТРОВА, учитель математики школы №480 имени В.В.Талалихина, стаж работы 9 лет:
- В каждом классе, безусловно, существуют учащиеся, по-разному усваивающие материал и выполняющие задания: кто-то делает это быстро, потратив на выполнение всей работы 15-20 минут урока; а кому-то не хватит и часа... Как же наладить работу и оценить каждого в рамках одного урока?
Для меня наиболее приемлемым способом являются дифференцированные задания разного уровня сложности. Безусловно, это дополнительная работа при подготовке урока (ведь необходимо составить несколько вариантов заданий для разных групп учащихся), но подобная подготовка помогает при работе на уроке: сильные учащиеся не скучают, решив контрольную работу раньше более слабых одноклассников. Подобное было бы невозможно при обычной организации урока.
Советую вам разработать образцы заданий для разных по уровню знаний учащихся и применять их в процессе оценивания на своих уроках.


Алена ТОЛОЧКО, старший вожатый школы №1468, стаж работы менее 1 года:
- Как оптимально организовать взаимодействие обучающихся разных возрастов в рамках ученического самоуправления?

Отвечает Татьяна ШУБИНА, педагог-организатор внеклассной и внешкольной работы школы №518, стаж работы 29 лет:
- Несомненным достижением школы является создание разновозрастного коллектива, где дети постарше получают возможность стать лидером для детей младшего возраста, у них повышается ответственность за взятые на себя обязательства. Младшие получают помощь в важных для них вопросах и ощущают себя комфортно и защищенно. При этом, конечно, дети разных возрастов на равных должны участвовать в управлении школьной жизнью.
Проблему эффективного взаимодействия не решить просто тренингами на сплочение, в лучшем случае они помогут поднять настроение: поиграли и разошлись. Непреложная аксиома - лучше всего объединяет совместная деятельность. И здесь на помощь приходит старый добрый совет дела. Пусть ученик восьмого класса организует «Веселые старты» в начальной школе вместе с пятиклассником и девятиклассником или десятиклассник разработает квест вместе с семиклассниками.
Обязательно после успешно (или не очень) проведенного дела в неформальной обстановке, в доброжелательной атмосфере проведите разбор вместе с организаторами: вспомните веселые моменты, удачные находки, вместе подумайте, что сделать, чтобы в будущем избежать неудач.
И, конечно, сами сохраняйте и развивайте в себе способность к творчеству, не пускайте в душу равнодушие к профессии и формализм. Работайте вместе с детьми.