Виктория КУДИЯРОВА, учитель русского языка и литературы школы №1468:
- В последнее время все чаще приходится слышать об альтернативных формах обучения. Экстернат, самообразование, семейное обучение, образование на дому... Эта тема обсуждается уже не только родителями в соцсетях и на всевозможных форумах, она стала популярной в средствах массовой информации, а эксперты готовят доклады и проводят исследования на эту тему. Но до сих пор в ней много неизвестного: домашнее обучение предназначено то ли для детей-вундеркиндов, то ли для детей с особенностями здоровья, то ли для тех, кто по каким-то уважительным причинам не может очно обучаться в средней общеобразовательной школе.
Обучение в домашних условиях на сегодняшний день законодательно разрешается в 45 странах мира. С каждым годом как за рубежом, так и в России все больше семей выбирают для своих детей обучение на дому. Что же становится причиной такого решения? Показатели физического здоровья ребенка? Его психологические особенности? Несогласие родителей с предлагаемой в школе программой обучения? Желание самостоятельно выбирать учителей? Необходимость учитывать религиозные особенности семьи? А может быть, просто погоня за модой? Причин масса.
Переведя ребенка на домашнее образование, родители полностью берут на себя ответственность за качество получаемых им знаний.

Ученица 11-го класса школы №1468:
- Я считаю, что домашнее образование необходимо только в том случае, когда ребенок не может посещать школу в связи с серьезными заболеваниями или семейными обстоятельствами.

Надежда ШУВАЛОВА, учитель иностранного языка, молодой специалист:
- На мой взгляд, данный тип обучения будет необходим, когда ребенок намного опережает в умственном развитии своих ровесников. Если учащийся уже давно изучил всю программу на этот год, наблюдать за тем, как день ото дня учителя терпеливо «разжевывают» то, что и так давно понятно, ему будет явно неинтересно. В итоге ребенок может вовсе потерять интерес к учебе. В этом случае школьнику порекомендуют перейти на домашнее или семейное обучение. Часто на подобную форму обучения также переходят дети, которые имеют серьезные увлечения (например: спорт, музыка). Совмещать учебу в обычной общеобразовательной школе с профессиональными занятиями довольно непросто, часто это заканчивается неуспеваемостью и многочисленными конфликтами с преподавателями. Родители таких детей также нередко прибегают к домашнему или семейному обучению. Еще одна ситуация связана с частыми переездами (например, если родители вынуждены менять свое место жительства из-за работы). Психологически ребенку в таком случае очень трудно каждый раз заново привыкать к одноклассникам, учителям и манерам преподавания.
Следует учитывать не только плюсы домашнего обучения, но и его слабые стороны:
1) отсутствие общения в коллективе сверстников или недостаточное его количество;
2) родители должны перестать быть только мамой и папой, но стать еще и наставниками;
3) необходимость удаленной работы одного из родителей.
Новый виток популярности домашнего обучения, на мой взгляд, связан с тем, что современные дети больше времени уделяют своим увлечениям, чем основной учебе в школе.
Так или иначе, именно школа учит детей модели поведения в обществе и дает возможность социализации.
Поэтому я думаю, что нет однозначного ответа на этот вопрос, и это должно быть решением каждой семьи.