- Федор Александрович, скажите, а что с Никитой не так?
- Что ты имеешь в виду?
- Ну-у-у, он плохо говорит, постоянно все путает и совсем не умеет считать.
- А разве это главное: уметь хорошо считать?
- Да... То есть нет!
- А что тогда главное, как думаешь?
- Добрым быть...
- А Никита добрый?
- Конечно, с ним так весело в прятки играть...
Примерно такой диалог состоялся между мной и учеником в первый год моей работы в школе. Этот разговор мне ясно дал понять две вещи: дети всегда замечают «не таких, как все»; если ребенок умеет делать что-то интересное, он всегда найдет себе друзей, даже если он «не такой, как все».
Современная инклюзивная школа призвана обеспечить образовательные нужды всех детей без исключения, при этом акцент делается на потребности детей с особенностями развития.
Мамы и папы особого ребенка пытаются найти школу, в которой их дитя сможет обучаться в максимально комфортных условиях, получит качественное образование, найдет друзей.
Родители же одаренного ребенка в большинстве своем уверены, что особый ребенок - не лучший одноклассник и друг, и не подозревают того, что у инклюзивных детей есть свои сильные стороны.
Школьники, обучающиеся с особыми детьми, учатся уважать чужие недостатки и ценить достоинства. Подобное я неоднократно подмечал у своих учеников, которым всегда объяснял, что каждый человек уникален.
К примеру, математические навыки вышеупомянутого мальчика Никиты находились на несколько порядков ниже даже среднестатистического ученика его класса. Но ни у кого в классе не было такого трудолюбия и энтузиазма в изучении нового. Каждый одноклассник старается ему помочь на уроках, потому, что знает: это хороший товарищ. Да, математика - его ахиллесова пята, но Никита всегда поможет в трудную минуту, поэтому и с удовольствием помогают ему в ответ.
Девочка Вера крайне невнимательна и рассеянна, часто разговаривает сама с собой, порой не видит того, что лежит буквально перед ее носом, может не услышать и не увидеть человека в двадцати сантиметрах от нее, но в то же время самоотверженно заступается за баловников и громким шепотом (на весь класс) подсказывает забытую строчку стиха нерадивому однокласснику.
А вот отличница и умница Соня обожает играть с Верой и вместе выдумывать прекрасные и неповторимые игры, поскольку Вера, хоть и невнимательна, зато очень послушна, сообразительна и всегда готова помочь.
Очень важно, что каждый инклюзивный ребенок в нормативных и одаренных детях видит ярчайший пример для подражания, к которому постоянно нужно стремиться. А если все дети играют вместе и поддерживают друг друга, то желание учиться и становиться лучше усиливается с каждым днем.
При таком подходе каждый ребенок, попавший в инклюзивную школу, может попытаться разглядеть в своем соседе не объект для насмешек, а верного друга.

Федор КОЗЛОВ, учитель начальных классов школы №518