Общий замысел
Можно, если город невелик и если организовать общение с ним особым образом. Не знакомиться с городом, а участвовать в его жизни. Вместо обязательного посещения местной художественной галереи организовать поиски одной-единственной картины по едва обозначенным признакам (а заодно придется внимательно изучить и все остальные), вместо экскурсии по цехам промышленного предприятия научиться работать на одном из станков, вместо утомительного порой рассказа о лучших людях города взять у них интервью, вместо осмотра городских памятников истории и архитектуры провести краеведческую игру, вместо внешнего осмотра особенностей жизни города узнать о реальных проблемах его жителей и поучаствовать в их решении, вместо наблюдения за событиями повседневной жизни самим организовать событие и привлечь к участию в нем местное население.
Именно эти принципы заложены в образовательную программу «Малые города России», которую на протяжении уже двенадцати лет осуществляет московская школа №1259 (силами редакции школьной газеты «Контакт!»). Выездные акции в рамках этой программы получили название «Журналистский спецназ», и рассказы о них уже не раз появлялись на страницах российских изданий («Учительская газета», журнал «Лицейское и гимназическое образование», журнал «Русский репортер», альманах «Путешествия по России»).
Каждая акция «Журналистского спецназа» - это выезд на 4 дня в специально подобранный небольшой провинциальный город России и детальное исследование его методом погружения в жизнь города. Погружению способствуют особым образом разработанные задания «спецназа», которые каждый раз корректируются с учетом специфики изучаемого города. В акциях «Журналистского спецназа» участвуют школьники и студенты, специализирующиеся в области журналистики, хотя последнее условие и не является обязательным.

Основные цели
Программа преследует сразу несколько образовательных, исследовательских и воспитательных целей.
С одной стороны, это интенсивная стажировка в области журналистики, проходя которую, «спецназовцы» осваивают разные жанры (интервью, опрос, репортаж, очерк, журналистское расследование и др.). С другой стороны, это возможность как бы изнутри взглянуть на жизнь провинциальной России, преодолеть привычную отстраненность при созерцании чуждых событий чужой жизни.
А еще «спецназ» учит вниманию к мелочам, умению увидеть целое через деталь, активному взаимодействию с тем явлением, которое изучаешь, поскольку основная идея всех заданий «спецназа» - интерактивность.
И наконец, поскольку программа в большой степени рассчитана на московских школьников, «спецназ» - это попытка развернуть столицу лицом к провинции, научить ребят, привыкших к столичному размаху, соизмерять свои впечатления с масштабом изучаемого явления, находить яркое в будничном и «незаметном».
Программа также вырабатывает у учащихся навыки активного использования социокультурного окружения, в котором проводится выездной проект, в образовательных и исследовательских целях, а также формирует у ее участников навыки работы в команде.

Результативность
По итогам каждой акции в рамках программы «Журналистский спецназ» ее участниками готовится развернутый журналистский проект, издаются сборники материалов «спецназа», а также готовится развернутая публикация в тематических российских изданиях.
За 12 лет работы по этой программе командами «Журналистского спецназа» подготовлены тематические выпуски общероссийских журналов («Лицейское и гимназическое образование», альманах «Путешествия по России», журнал «Юный краевед»), посвященные изученным малым городам России, среди которых Урюпинск и Верея, Кулебаки и Козьмодемьянск, Алатырь и Тутаев, Пошехонье и Лебедянь, Семенов и Хвалынск, Гвардейск и Порхов.
Главным же феноменом программы является раскрытие перед ее участниками широкой панорамы жизни современной России во всем ее многообразии и ощущение причастности к ежедневным изменениям, которые в этой жизни происходят.

Владимир ГОЛОВНЕР, газета «Контакт!» школы №1259