Бизнес для самых юных
Думаете, это так просто? Типа были бы деньги, а там уж мы разберемся, как с ними обращаться и во что их обратить?
Ничего подобного. Это совсем не просто, особенно если речь идет о деньгах чужих, или очень больших, или подверженных каким-то рискам. Основы финансовой грамотности - вот что изучают дети в рамках программы. Как заработать деньги и сохранить их, как спланировать расходы и увеличить доходы, как составить бизнес-план и рассчитать рентабельность, что делать со сбережениями и как заниматься благотворительностью - с подобными вопросами школьники имеют дело с самого нежного возраста.
- Мы начинали работу по этой программе с третьеклассников, - рассказывает Марина Коняева, заместитель директора школы №1270. - Сначала преподаватели вместе с волонтерами из крупных компаний рассказывают малышам, что такое деньги, откуда они берутся и как с ними надо обращаться, а потом  дети сами начинают создавать простейшие бизнес-модели. Они получают задания и реализуют их. Задачи могут быть как индивидуальные, так и командные, поэтому свой «бизнес» ребята создают вместе с родителями и одноклассниками. Таким образом они на собственном опыте (пусть пока в игровой форме) узнают, что такое предпринимательство.
Школьники среднего возраста изучают финансовую премудрость глубже, по пути затрагивая вопросы профориентации, социализации, банковского дела. Старшеклассники же здесь если не готовые финансисты, то в любом случае люди, умеющие обращаться с деньгами и понимающие, откуда они берутся.

Обменный курс
В рамках программы проходят лекции, встречи с представителями бизнеса, ребята принимают участие в мероприятиях Московской торгово-промышленной палаты и даже стажируются в различных организациях, стараясь постичь многие рабочие процессы «изнутри». А во время ежегодного праздника «День школы» здесь даже печатают собственные деньги! Называются они «финансы» (в школьных обменных пунктах они обмениваются на рубли по курсу 1 к 5) и принимаются к оплате во всех школьных торговых точках. Но, правда, только в этот праздничный день.
Так что деньги здесь любят, но странною любовью. Учащиеся школы №1270 отлично понимают, что финансовые средства - это прекрасный и удобный инструмент, но не более того. Потому что знания и опыт - вот главные ценности, которые гораздо больше, чем деньги, именно они важнее и нужнее в жизни. И уж обменять эти ценности на деньги ничего не стоит, причем по самому выгодному курсу.

Поле для творчества
Участие в очередном конкурсе показало, что девятиклассники этими ценностями обладают в изрядных количествах. От школы №1270 выступали две команды. Всего было 22 команды школьников и студентов. По условиям состязания участникам предлагалось сгенерировать инновационную идею в области страхования в киберпространстве.
- В современном мире таких практик пока не существует, поэтому поле для творчества у нас было неограниченным, - говорит Виктор Рачковский, капитан команды «Знатоки». - Мы придумали программу страхования антивирусных программ, которая могла бы повысить доверие людей к «антивирусникам» и помочь им перестать бояться хранить средства в виртуальном пространстве.
- А мы решили разработать программу страхования электронных кошельков пользователей от мошенничества в киберпространстве, - продолжает Никита Петров, капитан команды «ТИМИН». - Учитывая, что количество пострадавших в этой сфере будет только расти, думаю, наша программа могла бы иметь реальную пользу.
Главной задачей было придумать и внятно сформулировать инновационную идею в общих чертах, презентовать ее с помощью слайдов, графиков, иллюстраций, текстов - и все это за 5 часов. Трудно? Еще бы! Но сами ребята считают, что подобные тренинги помогут им в будущем научиться быстро принимать правильные решения и ориентироваться в сложных ситуациях.
По результатам конкурса были отмечены обе команды школы №1270: «ТИМИН» в номинации «Командный дух» и «Знатоки» в номинации «Проработанность и комплексность решения».
- Для каждого из нас этот конкурс - хорошая возможность проверить собственные навыки, умение работать в команде, развить воображение, - считает Илья Синельников. - И, возможно, в дальнейшем кто-то из нас захочет работать в этом направлении.
- Если даже мы не свяжем свою жизнь непосредственно с финансами, то в любом случае знания, полученные в нашей школе, помогут в жизни, - уверена Алина Потулова. - Подобная практика может пригодиться в самых разных сферах.
- Во многих вопросах я стала разбираться гораздо лучше, - продолжает Илона Надрус. - Раньше мне было просто интересно, но казалось, что дальше мечтаний дело не пойдет. Но теперь у меня есть вполне конкретные планы, и я уверена, что многого смогу достичь самостоятельно, когда вырасту.
Нет никакого сомнения в том, что выпускники московской школы №1270 достигнут многого. И достижения их будут гораздо больше, чем просто деньги.