Прежде всего о том, как это все для меня началось. Дело в том, что я выпускник средней специальной школы №74 - так называлась образовательная организация, много лет назад располагавшаяся на месте нашей школы. Прожив всю свою жизнь в районах Замоскворечье и Таганка, я задумался над тем, куда отдавать на обучение свою единственную дочь. Я, естественно, пришел в знакомый мне Монетчиковский переулок и с удивлением обнаружил абсолютно новое, современное и очень красивое здание. Мне захотелось привести сюда своего ребенка и принять активное участие в жизни школы. К моменту начала формирования управляющих советов у меня уже был успешный опыт работы в родительском комитете и тесного общения с администрацией школы. Именно поэтому и пришла мысль продолжить участие в общественном управлении. По результатам школьной конференции был сформирован управляющий совет с моим участием.
Что же такое управляющий совет? По определению «это коллегиальный орган государственно-общественного управления школой, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления школой: в каких направлениях развивать школу, чтобы ее сделать успешной, как наиболее эффективно привлекать и расходовать школьные средства, содействовать созданию оптимальных условий и форм организации образовательно-воспитательного процесса». Безусловно, в период кардинальных изменений в формировании и деятельности образовательных учреждений, внедрения нового образовательного стандарта, повышения требований к качеству образования существенная помощь администрации школы со стороны профессионалов в области права, экономики, бизнеса и науки из числа родительской общественности просто необходима. С другой стороны, никто не отменял решение повседневных - бытовых -  вопросов и проблем: питание, безопасность, учебные периоды, конфликтные ситуации. Именно с учетом этих факторов и должен формироваться состав управляющих советов. Мне в этом плане повезло - у нас в команде есть успешные предприниматели, талантливые управленцы, известные юристы и экономисты. Но самое главное - у нас сложился коллектив единомышленников, способный решать сложные стратегические задачи и одновременно оперативно реагировать на возникающие в ходе учебного процесса вопросы.
Здесь мы подходим к еще одному, пожалуй, самому важному принципу общественного управления. Я бы разделил все управляющие советы на три категории:
1. Соглашательные, или подчиненные, - такие советы удобны администрации и не могут принимать независимые решения.
2. Конфликтные, или воинствующие, - это советы, во всем противопоставляющие свою позицию администрации школы.
3. Конструктивные, или работоспособные, - советы с налаженным взаимодействием с администрацией, строящие свою деятельность на принципах взаимопонимания и уважения.
На практике только такие управляющие советы могут приносить пользу. Разумное сочетание доверия, делегирования полномочий, понимания и партнерства дают возможность принятия правильных решений, нацеленных на достижение конечного результата с пользой для всех участников образовательного процесса.
В этом плане нам тоже повезло. С первого заседания только что сформированного совета у нас сложились именно такие отношения как среди представителей родительской общественности, так и с представителями школы. Именно это всегда помогало и помогает нам сейчас наиболее эффективно работать, прежде всего на благо наших детей.
Я бы хотел остановиться отдельно на трех примерах.
Когда еще в 2011 году нам предложили заключить договор с только что запущенным в Подмосковье комбинатом питания «Конкорд», мы с директором школы и социальным педагогом съездили на производство. Нам сразу стало ясно, что, несмотря на новое и современное оборудование, а также хорошо организованную презентацию и экскурсию по заводу, компания не готова к регулярным поставкам качественного питания в школы. Мы в отличие от многих других школ отказались от заключения договора. Только через два года, когда комбинат приобрел опыт, поработал над ошибками и подтвердил возможность стабильной работы, мы вернулись к рассмотрению данного вопроса. Теперь у нас в одном из школьных зданий открыт замечательный ресторан «Бразилия», в котором дети, так же как и во втором здании, получают качественное и разнообразное питание.
Второй пример - это строительство спортивной площадки рядом со школой. Инициативная группа родителей при активном участии членов управляющего совета больше года вела переговоры и согласование по организации на прилегающей к школе территории спортивной площадки на месте пустыря и части незарегистрированной автостоянки. На проектирование, утверждение и само строительство было потрачено много времени, сил и средств, но в сентябре прошлого года все было успешно завершено. Теперь не только дети во время занятий, но и жители района во внеурочное время могут заниматься спортом в замечательных условиях на самых современных тренажерах. Приходите и посмотрите на то, что можно сделать совместными усилиями. Уверен, что вас это впечатлит и подтолкнет к активным действиям.
Наконец, в этом году мы открыли военно-патриотический класс раннего профилирования. На заседании в начале прошлого учебного года мы обратили внимание на то, что нашим детям на фоне явного переизбытка потока сведений из Интернета, телевидения и кино очень не хватает информации об истории нашей страны, так же как и воспитания в духе патриотических традиций. Мы решили попробовать начать исправлять этот недостаток. Перебрав множество вариантов возможной реализации данного проекта, мы остановились на том, что наилучший эффект нам даст объединение усилий школы, высшего учебного заведения военной направленности, ветеранской организации и военного комиссариата. Весь прошлый учебный год мы работали в этом направлении. Здесь неоценимую услугу нам оказали два замечательных человека - генералы, отдавшие всю свою жизнь служению нашей Родине, - Владимир Яковлевич Шатохин и Михаил Михайлович Коломойцев. Они провели большую работу и помогли нам подписать договор с Военным университетом Министерства обороны и соглашение о сотрудничестве с Объединением высших офицеров России, Объединенным военным комиссариатом города Москвы и отделом Объединенного военного комиссариата города Москвы по району Замоскворечье. Для нас это абсолютно новое дело. Многие вопросы еще предстоит решить, но абсолютно ясно, что консолидация таких сил должна принести желаемый результат и помочь воспитанию подрастающего поколения в лучших традициях российского патриотизма.
Эти три примера я привел потому, что они дают возможность понять реальные возможности общественного управления и оценить конкретные результаты эффективного сотрудничества представителей родительской общественности и администрации школы.
Кратко хочу остановиться на не менее важной части деятельности управляющего совета - решении конфликтных ситуаций. Сразу отмечу, что поводов для конфликтных ситуаций в нашей школе не так много. Детям обеспечены отличные условия, хорошо организованы безопасность и питание, высококвалифицированный педагогический персонал обеспечивает высокое качество образования. Главное, что у нас учатся замечательные дети, а большинство родителей стараются участвовать в общественной жизни школы. Однако, много лет проработав в бизнесе и общаясь с большим количеством людей, я первый раз столкнулся с наличием в коллективе практически всех возрастных категорий. Сами представьте, что в учебном процессе участвуют дети, начиная с дошкольного возраста, их родители и педагогический коллектив также различных возрастных категорий. Прибавьте к этому часть бабушек и дедушек, справедливо претендующих на участие в воспитании внуков. Естественно, что в таком коллективе могут возникать совершенно разные, подчас и конфликтные ситуации. Мы готовы к решению и таких вопросов. В абсолютном большинстве случаев неразрешимых проблем не существует, и все решается достаточно быстро путем переговоров всех вовлеченных сторон. Чрезвычайно неприятно бывает (редко, но бывают ситуации), когда конфликтующая сторона по любому незначительному вопросу обращается в вышестоящие организации или выносит это на обсуждение в социальные сети. Любой такой случай я расцениваю прежде всего как свою личную недоработку. Обращаюсь ко всем с призывом решать любые вопросы внутри нашего коллектива. Убежден, что от этого всем будет только лучше.
Теперь о том, зачем все это нужно. В наше сумасшедшее время, когда кажется, что для работы не хватает и 24 часов в день, не говоря уже о недостаточном общении с родными людьми и друзьями, брать на себя дополнительные обязательства, связанные не только с проведением собраний и участием в конференциях, а зачастую и с переживаниями и нервами, захочет не каждый. Связываться с этим можно только в том случае, если есть искреннее желание действительно помогать школе в очень сложном процессе обучения и воспитания подрастающего поколения. Участвовать в этом должны только люди, любящие детей и с большим уважением и пониманием относящиеся к администрации школы и труду учителя. Людям без таких качеств лучше в общественном управлении не работать.
Буду до конца откровенен - помимо дополнительной нагрузки и хлопот деятельность в управляющем совете приносит и положительные эмоции, связанные с общением с замечательными людьми и реальными результатами своей деятельности. Так что если есть желание, участвуйте в процессе и принимайте на себя соответствующую ответственность.
Пользуясь случаем, хочу выразить глубокую благодарность своим коллегам - членам управляющего совета, администрации и педагогическому коллективу школы, всем активным родителям за долгосрочную и плодотворную совместную работу на благо наших замечательных детей.

Максим НОРДАС, председатель управляющего совета школы №1259