Для выполнения проектной работы учащиеся определяются в соответствии со своим желанием и рекомендациями учителя в одну из двух групп: «экскурсоводы» или «журналисты». «Экскурсоводы» - это, как правило, успевающие и одаренные в области естественных наук учащиеся, а также ребята, имеющие навыки устного выступления перед аудиторией. «Журналисты» - учащиеся с выраженными гуманитарными склонностями или слабо успевающие. Задания проектной работы для этих групп дифференцируются по сложности и по форме. «Экскурсоводам» необходимо подготовить и провести квалифицированную экскурсию по минералогическому музею, а «журналистам» - побывать экскурсантами и подготовить к публикации материал о знакомстве с музеем.
На первом этапе задание получают «экскурсоводы». С этой целью они образуют несколько творческих групп по 2-3 человека в каждой. Каждой творческой группе предлагается, используя необходимую литературу, подобрать материал и подготовить реферат, посвященный одному из элементов периодической системы, имеющему достаточно широкое распространение в природе (например, кремний, сера, углерод, фосфор, кальций, медь).
Хорошо известно стремление многих учащихся при подготовке рефератов некритически пользоваться литературными источниками, а то и просто перепечатывать из Интернета готовые текстовые фрагменты. В результате получаются работы, которые сам автор даже не читал. Вот почему мы считаем подготовку реферата лишь предварительным этапом проектной работы.
Дальше начинается самое сложное. На основе собранной информации «экскурсоводы» должны подготовить экскурсию с использованием выставочного фонда и коллекций минералогического музея. Причем ребята заранее информируются о том, что слушателями будут их сверстники («журналисты»), в задачу которых входит подготовка отзывов о посещении музея, а потому весь текст экскурсии должен быть понятен и доступен неподготовленной аудитории. Именно это задание заставляет каждую группу «экскурсоводов» совершенно по-новому взглянуть на собранный ими материал, с тем чтобы осуществить весьма непростую для подростка 14-15 лет трансляцию заимствованных из книг и подчас малопонятных формулировок в простую и ясную разговорную речь.
При подготовке экскурсионного текста незаменимой, конечно, окажется помощь учителя, выступающего подчас в роли своего рода переводчика научных текстов. Зато можно быть уверенным: разработанная таким образом экскурсия будет подлинным творением своих авторов. Ведь для того чтобы сделать информацию понятной другим, необходимо сначала понять и прочувствовать ее самому. Таким образом, подготовка экскурсии становится эффективным способом привлечения учащихся к интересной интеллектуальной познавательной деятельности.
Вообще этап работы с текстом (у нас он занимает около двух месяцев) мы считаем важнейшим в этой работе. По сути, речь здесь идет о формировании метапредметного умения работы с информацией. Взяв в качестве отправной точки неадаптированный исходный текст из выбранного источника, учащийся к концу этого этапа работы должен превратить его в продуманный, «пережитый»  и написанный от своего лица собственным, авторским, стилем текст. Работая с информацией, необходимо:
- фильтрование информации - учащийся отбирает из собранной исходной информации только тот материал, который соответствует заданию. Для этого надо проанализировать исходное задание и вчитаться в текст, взятый из источников информации;
- «декодирование» информации - перевод информации на понятный язык (расшифровка терминов или их изъятие, пояснение сложных оборотов письменной речи);
- реструктурирование текста (полная перестройка текста, при которой ни один абзац или предложение исходного текста не должен совпадать с текстом, написанным учащимся. Фактически требуется изложить информацию своим языком. Задача этого подэтапа - окончательное осмысление, интериоризация информации);
- существенное сокращение и упрощение текста.
В окончательном виде информация должна быть изложена максимально простым языком, понятным учащимся средней школы, которым и будет на финальном этапе адресована экскурсия. Учитывая, что в ходе экскурсии материал будет восприниматься экскурсантами на слух, необходимо так изменить текст, чтобы он легко воспринимался, был занимательным и приближен к разговорной речи.
Следующий этап выполнения проектной работы - представление полученных результатов. Каждая группа «экскурсоводов» сдает на проверку подготовленный реферат, а для проведения экскурсий класс вместе с учителем выходит непосредственно на выставочные площади минералогического музея. Здесь каждой группе предоставляется ограниченное время (10-15 мин.) для представления своей экскурсии с использованием натурных образцов и демонстрационных стендов музея. Группу экскурсантов образуют учащиеся из числа «журналистов». Однако они не являются пассивными слушателями, поскольку каждому из них предстоит по итогам работы в музее подготовить журналистский материал (компьютерную презентацию) по одной из экскурсий, сопроводив ее соответствующим видеорядом (с этой целью «журналисты» берут с собой фотоаппараты). Такая постановка задания превращает группу «журналистов» во внимательных слушателей и заинтересованных собеседников. Их задача - выделить из услышанного наиболее интересные факты, а затем дома выстроить из них связный рассказ.
Каждая группа «экскурсоводов», закончив свое выступление, получает от учителя ряд контрольных вопросов, цель которых - выяснить глубину понимания материала, а также привлечь внимание ребят к наиболее интересным экспонатам музея.
Каждая группа готовит ответы на контрольные вопросы и предлагает свои решения непосредственно в музее. На этой стадии, как и раньше, ребятам разрешается обращаться за помощью к сотрудникам музея. Это в корне меняет всю систему взаимоотношений между персоналом музея и посетителями. Работники музея становятся наставниками для школьников.
На заключительном этапе «журналистам» предлагается оформить свои впечатления от посещения музея и выступлений своих одноклассников-«экскурсоводов» в виде компьютерных презентаций по тем же проблемам, которым были посвящены экскурсии. Эти презентации считаются формой представления курсовой работы для данного контингента учащихся. «Журналистам» заранее выдается примерный план, отражающий в общих чертах содержание будущей презентации (этот план в основном совпадает с приведенным выше планом реферата). Задача «журналистов» - по ходу экскурсии в музее выбрать из рассказа своих одноклассников наиболее яркие и интересные факты, сделать необходимые фотографии, а затем изложить их во взаимосвязанной и занимательной форме, свойственной журналистскому материалу.
Таким образом, каждая тема курсовой работы оказывается проработанной дважды: сначала группой «экскурсоводов», а затем «журналистами». Но если для «экскурсоводов» источником информации при выполнении курсовой работы является неадаптированная научная и научно-популярная литература, то для «журналистов» источником информации являются работы их одноклассников. Тем самым обеспечивается дифференциация уровня сложности заданий и реализуется идея взаимообучения учащихся.
Из подготовленных «журналистами» текстов и сделанных в музее фотографий оформляется общешкольная электронная газета, благодаря чему вся работа обретает определенную законченность: во-первых, учащиеся девятых классов могут испытать удовлетворение, видя, что результаты их труда адресуются широкой аудитории, а во-вторых, учащиеся других классов (особенно младших) имеют возможность ознакомиться с наиболее интересными сведениями, собранными при подготовке экскурсий, что развивает их познавательный интерес к химии и, в частности, к минералогии, а также подготавливает к будущему участию в похожей работе.
Описанная нами форма учебной деятельности - проектная работа учащихся на базе минералогического музея - представляет собой модель активного использования в школьной практике образовательного потенциала естественно-научных музеев, в качестве таковой она может быть использована в разных учебных курсах и в отношении разных музеев. По типу использованных методов обучения данная модель включает в себя элементы групповых технологий, ролевой игры и взаимообучения, что делает ее эффективным инструментом современного образовательного процесса.

Владимир ГОЛОВНЕР, учитель химии школы №1259