В настоящее время в России действуют две взаимодополняющие системы олимпиадного движения: Всероссийская олимпиада школьников по 21 общеобразовательному предмету (в 2016 году добавились еще 3 - испанский, итальянский и китайский языки, и предметов стало 24) и олимпиада школьников под эгидой Российского совета олимпиад школьников. Победители и призеры Всероссийской олимпиады и олимпиад, включенных в Перечень олимпиад школьников, имеют особые права и преимущества при поступлении в высшие учебные заведения по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю Всероссийской олимпиады (п. 1, ч. 4, ст. 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Перечень олимпиад ежегодно утверждается экспертами Российского совета олимпиад школьников после анализа качества и уровня сложности олимпиадных заданий, информации о численности участников, географии олимпиады за предыдущие два года проведения. Весомая льгота, а потому ежегодно участниками школьного этапа становятся более 6 миллионов учеников.
Система олимпиад для школьников разработана до мельчайших деталей: организационно-техническое и научно-методическое сопровождение деятельности, экспертная работа и оценка качества соревнований, принципы составления и формирования комплектов олимпиадных заданий, требования к содержанию заданий, методика оценивания выполненных олимпиадных заданий, требования к составу жюри.
Педагоги, готовя своих учеников к участию в конкурсах, олимпиадах, тоже ломают голову над сложными заданиями. Как часто можно услышать их комментарии: «хорошее задание», «очень интересное задание» или «это для них трудно, я сама еле разобралась»! Вроде бы примеряют задания на учеников, а на самом деле на себя.
Для педагогов есть заслуживший всеобщее признание конкурс «Учитель года», который проходит при поддержке Министерства образования и науки РФ. Минобрнауки устанавливает модель проведения конкурса, определяет задачи и цели мероприятия, правила и основные условия, которые регламентируют участие в конкурсе, порядок формирования организационного комитета, счетной комиссии и жюри, проверяет компетенции организационного комитета, счетной комиссии и жюри, устанавливает порядок отбора и награждения победителей конкурса. Но конкурс «Учитель года» не учитывает специфики предметной сферы, основная его цель - выявление талантливых, творчески работающих учителей.
Притом что предметные олимпиады и конкурсы для преподавателей проводятся практически во всех субъектах РФ, олимпиадное движение все же пока не организовано, содержательная и организационная стороны их проведения не унифицированы. Процедуры и механизмы их организации в разных территориях и образовательных организациях являются неодинаковыми и, следовательно, не обеспечивают равных условий для участия в них; различными являются и организационные формы, критерии оценки участников и сам подход к реализации олимпиадного движения учителей русского языка и литературы - нет системы.
Чем плохо отсутствие системы? Одному учителю администрация школы создает условия для участия в олимпиаде, а другому приходится преодолевать препоны. Иные учителя отправляются на конкурсы в добровольно-принудительном порядке: администрация школы «заставляет», «портфолио к аттестации на квалификационную категорию нужно собрать». Порою сама идея соревновательности профанируется: на просторах Интернета существует множество сайтов, где учителя гарантированно получают дипломы и сертификаты, подтверждающие их «профессионализм».
Олимпиады и конкурсы - это возможность продолжить самообразование, обсудить спорные случаи с коллегами и экспертами, профессионально вырасти, поделиться опытом. Это, безусловно, важные и вполне весомые причины для участия в олимпиадах и конкурсах. Но порою этого оказывается недостаточно. Как и в случае со школьными олимпиадами, нужны настоящие стимулы, а не абстрактные формулировки: «создание интеллектуальной среды, способствующей сознательному и творческому отношению к процессу образования и самообразования»; «расширение возможностей оценки знаний, умений и навыков»; «активизация творческих способностей».
Информация о готовящейся концепции олимпиадного движения, размещенная на сайтах и форумах, вызвала вполне ожидаемую реакцию: «У нас все стены учительской в гирляндах всех и всяческих олимпиад», «Я б бежала, теряя тапки», «Мне вот только олимпиад для полного счастья на старости лет и не хватает», «На практике информация, требуемая в олимпиаде, совсем ни к чему. Сидишь, выполняешь, тратишь свое время» и подобные.
Нет у учителей времени, сил и уже желания участвовать. Учителя - альтруисты, труженики и интеллектуалы. Просто оказались они в таких условиях, когда голову от бумаг поднять некогда: нужно план планов составить, циферки в столбики занести, отчет об этом подготовить, у высокого начальника подписать. Как в таких условиях мобилизовать мотивационные ресурсы? Как спроектировать индивидуальную траекторию профессионального развития? Как перейти к стремлению от принуждения?
Построение олимпиадного движения для учителей на основе системного подхода способно решить многие проблемы. Очевидно, что централизация при проведении олимпиад нужна, и главным образом для унификации критериев и требований и к самим олимпиадам, и к участникам, и к заданиям, и к составу жюри, и к оценке. Так в какую же сторону двигаться, чтобы это не стало бегом на месте?
С целью создания олимпиадного движения Министерство образования и науки РФ начало реализацию проекта «Разработка концептуальных подходов к проведению  олимпиад и иных конкурсных мероприятий для учителей и преподавателей в области русского языка и литературы» - решено начать именно со словесников. Олимпиадное движение позволит обеспечить равные возможности для совершенствования профессиональных компетенций, создать благоприятные условия для непрерывного развития и дальнейшего раскрытия научно-исследовательского, методического и творческого потенциала преподавателей.
К разработке концепции олимпиадного движения привлечен коллектив филологов, педагогов и психологов Педагогического института Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г.Столетовых. На основе специально подготовленной методики проведен мониторинг, который позволил определить уровень сформированности единого пространства олимпиадного движения в РФ и определить проблемы, которые нужно решить в первую очередь.
Несмотря на отсутствие региональных целевых программ, ряд областей успешно проводит олимпиадные состязания для российских учителей: Всероссийская олимпиада для учителей «Профи-край», которая проводится Министерством образования и науки Пермского края и НИУ ВШЭ в г. Перми при поддержке Министерства образования и науки РФ; конкурсные мероприятия олимпиадного типа в Государственном институте русского языка имени А.С.Пушкина, в Томском государственном университете, в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» и других крупных вузах России.
Среди выявленных проблем следует отметить и отсутствие системности в проведении конкурсных мероприятий для педагогов, и отсутствие в открытом доступе региональных целевых программ развития и поддержки русского языка и положений об олимпиадном движении, и недостаточно проработанную нормативно-правовую. и финансовую базу проведения конкурсных мероприятий для педагогов во многих регионах РФ, и многое другое.
Коллектив уже сформулировал предложения по решению выявленных проблем, создал программу повышения квалификации преподавателей - участников олимпиадного движения, концепцию олимпиадного движения. В частности, предлагается внести изменения в Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. №276), а возможно, и в ст. 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников. Гарантии их реализации» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Так, в п. 37 Порядка проведения аттестации указано: «Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе: ...выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях», но перечень олимпиад и конкурсов, согласно которому победители и призеры получают право использовать результаты для подтверждения профессиональных компетенций при аттестации, отсутствует. Представляется, что Министерство образования и науки РФ ежегодно должно определять и утверждать перечень олимпиад для педагогических работников, которые будут учитываться экспертами при проведении аттестации учителей на первую и высшую квалификационные категории. Единые критерии оценки профессиональных достижений педагогов, а также организации и проведения всех этапов олимпиады необходимо включить в работу оргкомитетов для качественной подготовки и проведения состязаний, что очень важно для внедрения единых процедур организации и проведения конкурсных мероприятий.
Детально эти вопросы будут обсуждаться в докладах и на круглых столах в рамках Всероссийского семинара 8-9 декабря 2016 года в ВлГУ. В дискуссии примут участие руководители органов управления образованием, руководители и представители институтов развития образования (институтов повышения квалификации учителей), руководители общеобразовательных организаций, преподаватели русского языка и литературы, в том числе из колледжей и вузов, сотрудники научно-исследовательских учреждений. Итогом семинара станет создание концепции и методических рекомендаций для субъектов РФ по организации олимпиадного движения для учителей-словесников.
Чтобы принять взвешенное решение, участвовать или не участвовать в олимпиаде, учитель должен иметь возможность получить ответы на простые вопросы: будут ли засчитаны результаты олимпиады при прохождении аттестации на квалификационную категорию, будет ли предоставлено время для подготовки к конкурсам и оформления документов, как можно предельно упростить процедуру оформления документов, сохранится ли заработная плата на время участия в конкурсе, можно ли заранее ознакомиться с заданиями прошлых лет и с критериями оценки конкурсных заданий, кто входит в состав жюри и т. д.
Олимпиадное движение, которое призвано не замещать, а дополнять уже существующий конкурс «Учитель года», не должно превратиться в бег на месте, концепцию нужно не просто создать, а заставить ее работать. Реализовать концепцию олимпиадного движения можно будет только в том случае, если будут внесены коррективы в соответствующие документы, если департаменты образования, органы управления образованием, институты повышения квалификации, методические центры, высшие и средние учебные заведения всех субъектов РФ будут работать вместе, если будут созданы и претворены в жизнь региональные целевые программы «Русский язык», если конкурсные мероприятия будут проводиться систематически.

​О.И.СОКОЛОВА, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Педагогического института ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»