Как помочь детям научиться не только думать, но и писать сочинения? Дело не в экзамене, который нужно сдать: в книгах есть кое-что жизненно важное для самого существования в этом мире. Миру не обязательно быть именно таким, какой он есть. Все может измениться. Философия  и литература показывают другой мир, берут нас туда, где мы никогда не были. И люди могут изменять и улучшать свои миры, делать их лучше.
Зачем человек пишет?  Потому что, используя свое воображение, он создает мир и смотрит вокруг чужими глазами. Он начинает чувствовать вещи и понимать их, посещать места и миры, о которых иначе и не узнал бы. Начав читать, думать и писать,  человек понимает, что внешний мир - это тоже он. Ты становишься другим, и, когда возвращаешься в свой мир, что-то в тебе немножко изменяется.
Чтение художественной литературы, чтение для удовольствия - одна из самых важных вещей в жизни человека. Книги - способ учиться у тех, кого больше нет рядом с нами. Нужно учиться читать. Конечно, не все истории и книги, с которыми мы предлагаем работать детям, им нравятся. Но нужно помнить, что  литература, которая не нравится, - это путь к книгам, которые могут прийтись по душе. И еще важно помнить: не бывает лишних знаний и умений, они все сработают в нужный час.
Чтение и письмо порождают еще и эмпатию - инструмент, собирающий людей вместе и позволяющий вести себя не как самовлюбленные одиночки. Главное, что, обучаясь философствовать, ребенок понимает, что истина  не то, что случилось на самом деле, а то, что рассказывает нам, кто мы такие.
Все мы - взрослые и дети - должны мечтать. Мы должны выдумывать. Правда в том, что личности меняют мир снова и снова, личности создают будущее, и они делают это, представляя, что вещи могут быть другими.
Знание и информация не одно и то же. В последние годы мы отошли от нехватки информации и подошли к перенасыщению ею. Согласно Эрику Шмидту из Google теперь каждые два дня человеческая раса создает столько информации, сколько мы производили от начала нашей цивилизации до 2003 года. И нужна помощь в навигации, чтобы найти среди этой информации то, что нам действительно нужно.
Умению читать книги и писать тексты обязательно  нужно учить, как, например, это делается в школе юного мыслителя «Золотая ветвь», которую организует МАН «Интеллект будущего».
С чего мы начнем в ближайшем конкурсе «Золотая ветвь»? Со сказки. Когда Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее, его ответ был простым и мудрым: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок!»
      
Елена ГРЕКОВА, кандидат философских наук, эксперт МАН «Интеллект будущего», заслуженный учитель России