Из 20 регионов Российской Федерации приехали в Москву учителя, которые гордо именуют себя занковцами. У авторов этой статьи богатый опыт организаторов различных конкурсов, но на этом фестивале нас просто очаровала особенная атмосфера профессиональной солидарности, радости общения, гордости за причастность к развивающей педагогике, интереса к опыту коллег.
Цель конкурса-фестиваля - выявление и распространение передового педагогического опыта реализации требований ФГОС средствами развивающего обучения. Конкурсантам было предложено в свободной, творческой форме  раскрыть собственное видение педагогического процесса,  представить свой опыт в виде мастер-класса или деловой игры. Каждое выступление достойно отдельного описания, здесь не было места скуке, рутине, формализму. Оригинальность, зажигательность, креативность, интеллектуальность, интеллигентность, одухотворенность - вот далеко не полные впечатления от увиденного.
Организаторы фестиваля назвали отличительным признаком учителя-занковца эмоциональный интеллект. Как занковцы умеют слушать друг друга, сопереживать, открыто проявлять эмоции, вникать в поставленную проблему, включаться в мозговой штурм, задавать вопросы и вместе искать ответы на них! Но самое главное - это подчеркнуто уважительное и внимательное отношение друг к другу. Для них слово «личность» не пустой звук, ценность каждого человека, его мнения - это профессиональное кредо занковца.
Участники конкурсной программы представили свой опыт в двух номинациях: «Педагогический дебют» (опыт до 5 лет) и «Учитель-профи» (опыт свыше 5 лет).  Удивительно, что молодые педагоги, не имеющие возможности работать по занковским УМК, смело применяют развивающие методики в своей педагогической практике, внедряя их в систему работы по другим, официально признанным учебникам. Учителя-профессионалы, делясь положительным опытом,  умеют открыто говорить о конкретных проблемах обучения, будь то понимание текста задачи по математике, составление таблиц по русскому языку или формирование картины мира у младшего школьника.
Победителем в конкурсе  среди профессионалов была признана Эльвира Мусина, учитель начальных классов Столбищенской средней школы (Республика Татарстан), лауреатами - Яна Рожнева, учитель начальных классов средней школы №132 города Барнаула Алтайского края, и Надежда Кацевич, учитель математики средней школы №4 города Щекино Тульской области. Все конкурсанты в номинации «Педагогический дебют» стали лауреатами в дополнительных  номинациях. Отрадно отметить, что многие молодые конкурсанты - представители  учительских династий или последователи идей своих любимых учителей, суть которых отражена в названии фестиваля.
Отмечая  важность педагогического творчества,  члены жюри сокрушались, что учебник уходит на второй план и не помогает, а подчас мешает ребенку и учителю на уроке. Конкурс не только продемонстрировал педагогическое мастерство, но  вместе с тем обнажил проблемы выбора учебников, которые отвечают основополагающей цели современного образования, заявленной в государственных образовательных стандартах: «Научить ребенка учиться». Здесь не может быть единого подхода. «Будьте осторожнее с алгоритмом, не каждого ребенка можно загнать в алгоритм», - дружеский совет  автора учебников по русскому языку и обучению грамоте Наталии Васильевны Нечаевой учителям-конкурсантам. «Свет, тепло и время - вот что нужно ребенку для развития» - так была сформулирована на фестивале педагогическая позиция занковцев.
На встрече было место и серьезным размышлениям, и юмору. Зал то взрывался от смеха, то единодушно замирал в молчании. «Уважаемый Владимир Владимирович, если вы имеете какое-либо отношение к занковской системе, то сделайте так, чтобы можно было учиться по замечательным учебникам авторов, которые в нее включены» - это из письма ученика Эльвиры Мусиной, написанного лично  Президенту России.   
К сожалению, сегодня учебников развивающей системы Л.В.Занкова нет в Федеральном перечне, но занковские учителя продолжают работать. По всей стране  благодаря Федеральному институту развития образования и личной поддержке Александра Асмолова действуют экспериментальные площадки. Учителя, работающие в этих классах, сделали свой осознанный профессиональный выбор, отчетливо представляя риски, поставив на кон собственную репутацию перед родителями учеников и профессиональным сообществом. Это учителя с активной жизненной позицией, настоящие мастера педагогического труда. Они несут свет и тепло, которыми насыщена система обучения Леонида Занкова.  Развивающая система обучения - это взгляд в будущее, а не работа на сиюминутный результат. Кстати, о юбилеях: в 2017 году этой системе исполняется 60 лет. Будет ли праздник? Мы верим, что этот юбилей даст новый старт для развития идей Л.В.Занкова и его последователей.

​Ольга БАЙБАКОВА, зав. кафедрой дошкольного и начального образования;
Ольга БАРЫШНИКОВА, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования, Курский институт развития образования