Задачи:
1. Обогатить представления детей о декоративно-прикладном искусстве. Объяснить, зачем украшают войлочные изделия.
2. Дать ученикам необходимый набор знаний о приемах и закономерностях построения орнаментальной полосы. Научить разрабатывать и изображать элементы орнаментальной полосы.
Оборудование: образцы изделий мастеров войлочного производства, альбомы, каталоги, репродукции, открытки, изображения ногайских орнаментов на бумаге, картоне, шаблоны. Эпидиаскоп. Учебно-методические наглядные пособия.

Ход урока
Учитель: Дагестан богат различными художественными промыслами. Кубачинское и гоцатлинское ювелирное искусство, балхарская керамика, табасаранское ворсовое ковроделие, унцукульская насечка металлом по дереву, ногайское войлочное производство известны далеко за пределами нашей страны.
Примечание для коллег. Цель обучения основам художественных промыслов ногайцев - эстетическое воспитание учащихся. Важно научить их чувствовать и понимать прекрасное, проводить работу по сохранению и развитию материальной культуры ногайцев, ориентировать учеников на профессии народных художественных промыслов, на изучение правил построения ногайских орнаментов на войлочном ковре.
Учитель: Примерно с XVIII века украшение войлочных изделий стало промыслом ногайцев. При изготовлении войлочных ковров использовалось несколько типов орнамента: бараний рог, шея верблюжонка, волнистые линии, солярные знаки, геометрические фигуры, гусиная шея и крылья, птичий клюв, змеиная голова, след собаки, след щенка, мышиный след, сломанный рог и так далее.
Ведущим в ногайском творчестве является зооморфный мотив. Это изображение различных частей животных, обычно стилизованное. Особенно популярны всегда были «бараньи рога», и сейчас мастера изображают их в своих творениях в различных вариациях и сочетаниях.
Остановимся подробнее на правиле построения орнамента «бараний рог». Этот орнамент применяется для заполнения центральной части войлока. Различается несколько видов этого орнамента: один рог, пара рогов, сломанный рог (показывает таблицу).
Учитель рисует на классной доске элементы орнамента, объясняя последовательность его построения. Ученики перерисовывают элементы орнамента в альбом. Для тренировки мы используем тетрадь в клетку, по клеткам рисуем детали, затем объединяем их в единое целое. Работа выполняется простым карандашом, затем обводится тушью.
Шаблон для орнамента выполняется таким образом: берется лист бумаги, складывается пополам, на линии сгиба рисуется половина орнамента и затем вырезается по контуру ножницами.
Во время самостоятельной работы учеников учитель наблюдает, при необходимости оказывает теоретическую и практическую помощь, обращая внимание на типичные ошибки.

Физкультминутка
Пять серий по пять прыжков двумя ногами (ноги вместе) через низкие (высота 30 см) барьеры в виде орнамента «бараний рог». Между ступней удерживается кусок поролона, матерчатый мешочек или другой предмет. Если ученик теряет предмет, он возвращается на один барьер назад.
Затем учитель и ученики продолжают работать над остальными видами орнамента. Они изображаются на доске и в тетради (в альбоме), по возможности дается фон цветными карандашами.
Подведение итогов. Выставка лучших работ учеников.
Оценка работ, выставление оценок в дневники.

​Нурманбет ЗАРМАНБЕТОВ, учитель изобразительного искусства и технологии Нариманской средней школы им. А.Б.Асанова Ногайского района Республики Дагестан