Цели занятия
Когнитивная область:
- ознакомить школьников с Великим Новгородом;
- показать достопримечательности города;
- освоить правила новгородских детских игр.
Аффективная область:
- способствовать созданию развивающей речевой среды на основе диалоговых ситуаций;
- формировать систему ценностей современного школьника.
Психомоторная область:
- развивать эстетическое отношение к культурным ценностям;
- развивать речь;
- расширять словарный запас.
Креативная область: создать свой оберег (куклу-колокольчик).

Ход урока
1. Организация начала занятия
Цель: настроить учащихся на работу, создать эмоционально комфортную обстановку.
Столица северных земель,
Великий Новгород, ты славился
в веках!
Мы любим город свой
с кремлевскою стеной,
С красавицей Софией золотой!
2. Актуализация начальных условий
Учитель: Кто из вас, ребята, был на экскурсии по Великому Новгороду? Поднимите руки.
А для кого малой родиной, местом, где он живет, учится, является Великий Новгород? (Ответы учеников.) Всех живущих в нашем городе как величают? (Новгородцы.)
3. Создание проблемной ситуации. Формулировка учащимися темы занятия
Учитель: Как вы думаете, о чем и о ком пойдет сегодня разговор? (О Новгороде и новгородцах.)
Демонстрируется отрывок из фильма о Великом Новгороде.
4. Постановка учебных задач
Учитель: Итак, мы с вами обозначили тему сегодняшнего занятия: «Новгород и новгородцы».
Новгород - это город, повидавший на своем веку много и не потерявший своего лица. Город просвещенный, культурный, красивый во все века. Сколько же ему сегодня лет? (1150 лет.) Знать о нем все невозможно, но уважаемый всеми ученый Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал, что если даже ты на один день решил переселиться в другую страну, ты должен знать о ней много, чтобы уважали тебя и ты уважал себя.
Сегодня мы пройдемся по древнему Великому Новгороду. Кто-то вспомнит уже знакомое, а кто-то узнает нечто новое о древнем городе.
Закройте свои глазки и постарайтесь представить… Звенят гусли былинного Садко. (Демонстрируется отрывок из хроники - президент В.В.Путин в гостях у руководителя Новгородского центра музыкальных древностей В.И.Поветкина. Звучат новгородские гусли.)
А вот в торговых рядах слышится звон монет в руках купцов новгородских. Мы в Великом Новгороде. А почему Великий? Кто ответит? (Территория даже по тем временам была велика - 200 га.) Новгород - это Новый город. Почему его так назвали? А где же Старый?  Это уникальный город.
А не задавались ли вы вопросом, почему город, а не град? (Если заглянуть в «Толковый словарь» С.И.Ожегова, то мы прочитаем следующее: «Город - населенный пункт, где было укрепление, или детинец иначе. Град - населенный пункт, где была только крепостная стена».)
Взгляните на карту древнего Великого Новгорода. (Учитель раздает карты.) Улиц нет. А есть концы - поселения людей на определенной территории города. Какие концы вы видите? (Плотницкий, Загородский, Людин и т. д.) Давайте подумаем, почему они так назывались. (Идет работа с лексическим значением слова.)
Вы не забыли, что мы в древнем Новгороде? Итак, отправляемся гулять.
В Плотницком конце уж очень много ребятишек на улице. Они играют. В какие игры? Назовите известные вам народные игры. Присоединимся к одной из компаний и поиграем в новгородскую игру «Колечино-малечино». (Веретено ставят на указательный палец. Кто дольше его продержит? Все, стоящие рядом, считают: «Колечино-малечино, сколько часов до вечера? Раз, два, три, четыре…» Победителю вручается сувенир.)
А в Детинец, Кремль, дети старост и священнослужителей ходили в школу. Первая школа была открыта Ярославом Мудрым в Великом Новгороде.
Простые слова произносят и записывают ученики, а вот нам они понятны?
Во время битвы, боя ЖИВОТ 1. Набивали едой. 2. Отращивали. 3. Могли потерять. (Живот - жизнь.)
Все ли могут писать ДЕСНИЦЕЙ? (Это правая рука.)
Сколько у человека РАМЕН? 2, 25, 40? (Два. Это плечи.)
ВАСИЛИСК - это сын Василия, цветок или нечистая сила? (Нечистая сила.)
Где вы встречались с БУКИ? В лесу, в книге, на карте? (Буки - это буква.)
Смотрите, смотрите, а в Людином конце собираются на посиделки. Ах, какие они все красивые, парни и девицы! Взгляните на новгородские наряды. (Сарафан, навершник, перевязка, пояс, косоворотка - учитель поясняет, в чем особенность новгородского костюма. Дети примеряют костюмы и остаются в них на время занятия.)
Собравшись на посиделки, говорили, пели, играли. И мы с вами сыграем в игру «ЧИЖ». (В центре хоровода стоит водящий. Он ищет себе пару, хоровод двигается и поет: «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж. Кив-кив, не кивай, себе пару выбирай». Водящий выбирает пару, затем все в хороводе выбирают себе пару, но не рядом стоящего. Кто остался один, тот новый ЧИЖ.)
Почему игры шли в хороводе? (Это круг, а круг - это солнце.) Для новгородцев бог солнца Ярило давал жизнь. Круг - это движение, жизнь!
Завершается день в древнем Новгороде. На Ярославовом дворище заканчивают свою торговлю купцы. Мы слышим их подсчеты. О чем же они говорят?
- У меня остался пуд соли. Сколько это? (16 кг 380 гр.)
- За день продал пять аршинов ткани. Сколько это? (1 аршин - 71 см. Значит, 35,5 м.)
- Смотрите-ка, в кармане-то у меня алтын, пятак, гривенник. (Алтын - 3 копейки, пятак - 5 копеек, гривенник - 10 копеек.) Сколько же у меня в кармане? (18 копеек.)
А из Загородского конца слышится музыка. Попробуем и мы сыграть на ложках, трещотках, погремушках. (Создаем шумовой оркестр.)
А там, где музыка, там и танцы. Чаще танцевали девушки, а юноши выбирали себе красавицу-невесту. Итак, попробуем потанцевать и мы. (Учитель показывает и пробует делать вместе с желающими девочками танцевальные притопы.)
А теперь давайте споем новгородские частушки. (К уроку подобраны частушки из сборника «Новгородские частушки».)
5. Создание и предъявление творческого продукта
Учитель: На посиделках, бывало, что-то создавали своими руками. Чаще это были обереги, их дарили своим избранникам. Попробуем и мы сотворить для себя оберег -  КУКЛУ-КОЛОКОЛЬЧИК. Это оберег от плохих новостей, вестник радости и удачи. (Алгоритм работы по изготовлению оберега учитель раздает детям. Материал для работы ученики принесли с собой. Изготовляем оберег.)
День отошел: парни пошли девушек провожать, взрослые пошли вечерять. Многие садятся за КРАСНЫЕ блинцы. Новгородцы готовили красные блины, они имели свой рецепт: заваривали горячим крутым кипятком. Рецепт вы получите в качестве подарка, и дома попробуйте приготовить красные новгородские блинцы.
Пора нам возвращаться в современный Великий Новгород. Приглашаю вас на экскурсию по городу. Посмотрите, каким видят Великий Новгород создатели данного фильма. (Демонстрация фильма о современном Великом Новгороде.)

6. Подведение итогов
Учитель: Итак, о чем мы сегодня говорили? Что нового узнали? Появилось ли у вас желание еще раз посетить наш древний город? Спасибо за вашу работу.

Живи и процветай в веках,
Великий Новгород, священная земля!

Маргарита ЛИХАЧЕВА, учитель русского языка и литературы школы №14 Великого Новгорода