Письмо в V век

Статфакт

Сегодня в Москве осталось около 600 школьных музеев. Их регистрируют только в столице.

Что же касается «больших» музеев, количество их просчитать затруднительно из-за филиалов.

Справочники «Музеи Москвы» 1991 и 1995 гг. давно устарели. А по Советскому Союзу (1991 г. издания) музеи перечисляются по всем бывшим республикам. Но что с тех пор с ними сталось?!

Родословное древо

Сначала Антон написал, что отчество прапрадеда ему неизвестно. Потом, когда каждый из моих юных исследователей создавал свое родословное древо, выяснилось и отчество - Александрович, и более точные даты его жизни - 1868-1929. Антон нарисовал родословное древо в виде реального дерева, где было всего 15 имен, а потом понял свою ошибку и провел настоящую научно-исследовательскую работу. Выглядит она теперь не так красиво, как первая, зато включает уже 47 имен.

Ну да, Антон - прирожденный отличник, и я в его будущем не сомневаюсь. Как не сомневаюсь и в будущем Максима, который принес на урок книгу - собрание сочинений А.С.Пушкина в одном томе, изданную товариществом И.Д.Сытина в 1905 г. Этой книгой за отличную учебу наградили прапрабабушку Максима Анну Лиманскую. А его прабабушка, дочь Анны Вера Ивановна, сохранила книгу в оккупации во время Великой Отечественной войны. Даже дедушка Максима Константин Николаевич пользовался раритетом, когда учился в школе. Ну а для Максима это уже реликвия.

Можно не сомневаться и в успехах, которые, я надеюсь, будут в жизни еще одного юного исследователя, Оли Мосяковой. Это она написала такое великолепное сочинение - письмо своей матушке. Задание, правда, было необычное - представить, что ты не в XXI веке, а в V веке до Р.Х., и перенестись в то время полностью, совершенно забыв о сегодняшних реалиях. Оля без всяких подсказок с моей стороны украсила свое сочинение древнегреческим орнаментом, датировала его 440 г. до н.э., маму свою назвала Фетинией, а саму себя - Оливией да еще написала:

«Посейдон помог нам в нашем долгом и трудном путешествии. Наконец-то мы в Афинах... Женщины здесь на голове носят высокие венки, а на ногах - сандалии из козьей кожи. Их уши украшены большими серьгами, а рукава одежды от плеч до кистей застегнуты множеством золотых булавок.

Все в Афинах славят доброго и мудрого Перикла. Он помогает калекам и сиротам, строит храмы. На вершине Акрополиса я видела огромный и величественный Парфенон - храм Афины Парфенос, храмы Ники и Афины Паллады». Оля настолько вжилась в менталитет неведомого ей народа - и это в 1-м классе! - что мы отчетливо представили себя в театре Диониса, как будто сами слушали прекрасный мужской хор, видели греческие танцы.

Или приношу на урок соску. «В Музее изобразительных искусств, где мы с вами побывали, есть много обнаженной натуры. Очень маленькие дети могут их назвать голыми людьми и посмеяться, но голые люди - в бане, а в музее - это обнаженная натура. Чтобы понять, что же такое красота тела, нужно вырасти. Поэтому всякому, кто еще не вырос и будет смеяться, я вручу соску - значит он пока очень маленький!» Этому приему, между прочим, меня научила музейный педагог из Ашхабада Наталья Юрьевна Анурова-Шабунц, которая приезжала к нам на семинары «Музей и подрастающее поколение» еще в 80-х гг., пока не развалился СССР. Где-то вы сейчас, Наталья Юрьевна? Неужели не уехали, а остались? Представляю себе, как «нужны» ваши интеллигентские выдумки Туркменбаши!

По сочинениям детей - а их у меня за 12 лет работы по экспериментальной программе «Музей и культура» в московских начальных классах скопилось несметное количество - можно проследить историю нашей страны в XX веке.

А все началось с тех далеких времен в начале 80-х гг., когда я стала заниматься музейной педагогикой. Мне уже давно известны два мнения чрезвычайно популярных в нашей стране людей - Петра Капицы и Дмитрия Лихачева о роли культуры в жизни общества. Дмитрий Сергеевич написал: «Без культуры существование человечества на планете лишается смысла».

В конце 60-х - начале 70-х гг. об этом всерьез задумался и академик Петр Леонидович Капица. «Главная задача цивилизации - придать досугу рядового человека творческий характер», - заявил он в своем докладе в Лондоне, апеллируя к научной общественности.

В общественном сознании понятие «культура» достаточно расплывчато. Как известно, есть около двух тысяч определений культуры. Взять на себя смелость и предложить 2001-ю дефиницию?

Но когда речь идет о детях, наверное, наши задачи сужаются. После долгих раздумий на основании своего педагогического опыта я остановилась лишь на 9 компонентах культуры. Только девять, но без них обойтись невозможно.

КУЛЬТУРА - это Самоуважение (Я сам о себе). Уважение или терпимость к другим (Я и другие). Историческое сознание (Я и Река Времени). Музейная культура (Я и предметный мир). Воображение и фантазия (Я и миф). Эстетическое начало (Я и красота). Нравственное начало (Я и чужое горе). Экологическая культура (Я и природа). Духовность (Я и моя душа).

Опыт подсказывает, что для работы в начальной школе этого достаточно. Если бы нам действительно удалось решить их, мы сделали бы гигантский скачок в своем развитии. Но пока в младших классах развивают лишь один компонент - эстетическое начало.

А между тем обществу особенно важно осознать, что стержнем человеческой личности является самоуважение. Без него нет и культурного человека, нет творца.

Трудно даже представить себе все те сферы, которых может касаться эта позиция. Вот совсем недавно в Арзамасе Нижегородской области давала я для второго класса свой урок «Градусник самоуважения». Привезла из Москвы «реквизит» - копию маленькой ложечки, которую продают туристам в Англии. С помощью подлинной золотой ложечки - Anointing Spoon - короновали английских королей - «помазанников Божиих».

Захватила я и копию напальчника - в прошлом году моя племянница привезла его с другого конца света, из Китая. Мы с ребятами долго думаем, для чего нам могут пригодиться такие напальчники. Но наконец, немного помучив аудиторию, я рассказываю ребятам об удивительных китайских императорах и мандаринах, для которых высшей доблестью было отрастить неимоверно длинные ногти. Единственно для того, чтобы показать окружающим, какие же они богатые и благополучные.

На каждом уроке мы, музейные педагоги, обязательно работаем с предметным миром, в этом наша профессиональная особенность. Вот и здесь, на этом уроке, я показываю великолепную старинную фотографию княгини Долгорукой. Снимок замечательный - лицо прекрасное, но надменное, и немного презрительное выражение. А потом мы сравниваем его с открытками, которые я некогда привезла из Англии. Там изображены уродующие себя панки. И тут мы рассуждаем о том, что же такое достоинство и как менялось понимание чести в разных веках и странах. При этом, как всегда, у нас много пантомимы - показываем, как выглядит нормальная работа градусника самоуважения, как бывает, когда он ломается, и под конец выясняем, как же у детей работает их собственный градусник. Дети серьезно задумываются, им интересно и в то же время очень трудно и непривычно исследовать самих себя.

А ведь это только одна из девяти позиций - самоуважение. По другим тоже есть сценарии уроков, интересных детям. Получается, что готовые методики уже существуют, но вот просто скопировать чужой опыт нельзя. Музейный педагог обязательно должен создать свою собственную программу, пропустить «через себя» все девять позиций на музейном материале.

Еще две позиции - ключевые для понимания музея. Ведь для музеев главная задача - не просто продемонстрировать свои коллекции, а формировать у посетителей историческое сознание и музейную культуру.