В гимназической среде
Я всегда говорю, что наша гимназия находится не на краю, а в начале города - за нами дорога и промышленная зона. Хочется и самобытность сохранить, и не отстать. Нынче нам исполнилось 50 лет, я за это время третий директор. По-моему, главное на новом месте - сохранить традиции, приумножив их, конечно. Ведь и до тебя люди работали, и хорошо работали. У нас учатся 82 процента детей, родные которых учились здесь же. Даже переезжая поближе к центру, они продолжают возить сюда сыновей и дочерей. Случайных людей практически нет.
Наш конек - духовно-нравственное воспитание. Я пришла в 2004 году, но воспитанием в школе занимались всегда. В 2010 году гимназии присвоен статус опытно-экспериментальной площадки Омского научного центра Российской академии образования по направлению «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в гимназической среде». Научное руководство проектом осуществляла Наталья Николаевна Лебедева, доктор педагогических наук, декан факультета педагогики и психологии детства ОмГПУ, заведующая научно-исследовательской лабораторией воспитания духовно-нравственной культуры детей и молодежи. В 2012 году вступила в действие программа развития гимназии «Духовно-нравственное воспитание обучающихся гимназии», в которой целый раздел представляет проектную деятельность учащихся и учителей.
В 2013-2014 учебном году на базе гимназии действовали тьюторский центр для учителей Советского округа, преподающих курс ОРКСЭ, городская методическая служба «Повышение профессиональной компетентности педагогов в области исследовательской деятельности», работала творческая группа педагогов гимназии по теме «Дистанционное образование школьников через создание дистанционных образовательных курсов в системе MOODLE на портале «Школа».
С 2014 года на нашей базе работают две городские инновационные площадки: «Дистанционное обучение на основе индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся» и «Тьюторский центр по реализации курса». Мы сразу предупредили родителей, что курс культурологический, возможности преподавать основы разных религий у нас нет. Да это, по-моему, и не нужно - у нас очень многонациональная школа.

Секрет успешности - в любви
К нам приходят молодые педагоги. Не могу сказать, что с ними все гладко. Как-то набрала сразу шестерых - разочаровалась. Один молодой учитель, которому мы старательно создавали условия, даже отпустили на четырехмесячную стажировку, решил перейти в другую школу, потому что там работает друг. Другая писала с массой ошибок, объясняя, что она не учитель русского языка. Конечно, нет. Но во все времена учитель должен быть культурным и порядочным человеком. Так что молодых немного, но это те, кто нужен. Анна Сергеевна Разумовская, учитель информатики, из педагогической семьи, шла в профессию сознательно, интеллигентная, увлеченная, в 2012 году победила в городском конкурсе молодых педагогов «Открытие». Арсений Николаевич Морозов, которого я «добыла» в прошлом году, можно сказать, по блату, позвонив на факультет математики педагогического университета, где училась сама, в первый же год стал лауреатом «Открытия».
Дело, конечно, не только в победе на конкурсе, а как раз в глубине, которая есть в начинающих учителях. Арсений тоже проникся ОРКСЭ, думает, как его усовершенствовать. После конкурса его, конечно, тянут в разные стороны. Отказывается, ездит издалека в нашу школу «в начале города», объясняет, потому что мы его любим. Наверное, в этой любви тоже секрет успешности, который я все пытаюсь раскрыть, защитив уже в 56 лет кандидатскую диссертацию «Педагогические условия социальной успешности обучающихся в современной школе».
Любить мир и окружающих - значит их слышать в первую очередь. У нас очень доброжелательная атмосфера в школе - все же свои! У кого-то главный праздник - Новый год, у нас - День защитника Отечества. Родители, бывшие ученики спрашивают у детей, какую песню будете петь, какую форму выбрали. И дети воспринимают как должное. Смотр строя и песни проходит у нас два дня, собирая в школу всю округу.
Нашим детям уже не надо рассказывать, что такое литературная гостиная. Мы проводим их с русским камерным оркестром «Лад» и оркестром русских народных инструментов «Камертон». Когда-то с руководителями «Лада» Еленой и Сергеем Безбородовыми вместе работали в детском лагере.
День знаний превращается в праздник микрорайона - оркестр играет прямо на улице, а для детей как значимо: я читал стихи, а мне целый оркестр играл! В ноябре гостиная была посвящена 195-летию со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова. Музыканты, правда, слегка удивились, когда я ее предложила: «Мы же проводили в честь 190-летия!» Так ведь дети за 5 лет сильно изменились. Часто вывозим наших ребят на культурные мероприятия в театры, музеи - и им полезно, и родителям полегче.

Дети и родители оценят
Такая же традиция - труд. Дежурство по школе, субботники... Конечно, мы берем разрешение у родителей, как полагается. Но хоть бы кто за эти 12 лет заикнулся, что дети не должны работать! Отношение родителей к школе - лакмусовая бумажка ее работы. Классные руководители ведут паспорта классов: социально опасные семьи, занятость детей, планы родительских собраний, расписание работы советов. Кроме совета отцов, родительского комитета у нас есть совет гимназии, куда входит по 8 человек от каждой стороны образовательного процесса - учителя, родители, старшеклассники.
Обсуждали на нем в свое время даже вопрос о стимулирующей части оплаты труда педагогов. Тогда много было разговоров о том, как это так - дети и родители будут оценивать работу учителей? А они стали говорить, что доверяют школе. То есть когда информация закрытая, хочется что-то выведать, когда открываешься,  возникает доверие. Правда, в итоге стимулирующая часть оплаты почти пропала, обсуждать и нечего.
Жаль, что эксперименты так заканчиваются. Когда начинался переход на новую систему оплаты труда, обещали, что, сократив штат, мы будем получать тот же объем денег для школы. Это казалось правильным, но уже на следующий год школьный фонд уменьшился как раз за счет сокращенных. Модернизация тоже принесла немало трудностей. Убрали второй язык - французский, исчезла ставка вожатой, совсем не лишняя. Выделялось 2000 часов на научную работу с детьми - педагог брал ребятишек, готовил их к олимпиадам, конкурсам, немного, но получая. Теперь они делают это на голом энтузиазме. Заместителей у меня было пятеро - один по административно-хозяйственной части, два по учебно-воспитательной, два по научно-методической. Можно работать: учить и воспитывать. Теперь осталось два заместителя: по АХР и учебно-воспитательной работе, который занимается и научно-методической. Так что воспитательную работу курирую сама, нельзя людей так загружать, тем более что это специфическая работа, которую нужно знать.

Мы себя уважаем
А ведь все эти новшества в лицеях и гимназиях были введены в трудные 90-е! Теперь наша гимназия ничем не отличается от школы, вывеской разве что. Но вот переход на пятидневку в принципе хорошее дело. Взрослые за неделю устают, а уж дети... Обычно в субботу начинали все отпрашиваться - кто-то с родителями на лыжах, кто-то на другое мероприятие. И хорошо, что с мамой-папой выходной ребенок проведет, но учиться-то надо!
Трудно, конечно, раскидать предметы, не перегрузив детей. Мы постарались сделать так, чтобы в субботу ребенок приходил не по обязаловке, а потому что это нужно ему самому. Во-первых, чуть сдвинули начало - не в 8.30, а в 9.00. Казалось бы, полчаса - ерунда, но ребенок уже чувствует себя по-другому. В субботу у нас занимаются 2 театральные студии, работают тест-классы и спортивные залы. А если не надо ему никуда, так пускай полежит с книжкой в обнимку, тоже на пользу пойдет. Чтобы ребеноок стал успешным, надо создать ему условия, помочь раскрыться, сделав так, чтобы ему этого захотелось. Успешность ведь не только карьера, не только зарплата, как почему-то в последнее время понимается это слово. Это, наверное, как раз любовь, которая тебя окружает, счастье, в котором живешь. Ну разве можно считать успешным большого начальника, который одинок в семье? А своей миссией мы считаем создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы ученик мог реализовать себя.
Как-то слышала, Евгений Ямбург на лекции сказал, что каждая уважающая себя школа должна иметь театральную студию. Мы себя сильно уважаем - у нас две студии! Одной, под названием «Синяя птица», руководит Николай Борисович Ефимов, педагог из передвижников - начал заниматься этим еще в 90-е. Я про него слышала, а как стала директором, нашла, в школу привела. У него педагогический подход - в спектакле до 30 человек задействованы: кто-то «кушать подано», кто-то костюмы готовит, кто-то - объявления. На первом спектакле «А зори здесь тихие» рыдал весь микрорайон.
Вторым театром ШТЭМ «Праздник непослушания» руководит профессиональный режиссер и актриса Ирина Дмитриевна Вышегородцева. Ее ребята тоже становятся профессионалами - поступают в театральные вузы, причем столичные.
Наша школа с 2012 года носит имя Героя Советского Союза Владимира Горячева. Музей его имени находится в школе №6 - там, где учился. Но, как ни странно, памятник стоит на нашей территории: открыли на 35-летие Победы. Я съездила в школу №6, посмотрела этот музей в шкафчике, решила, что у нас материалов побольше. Тоже традиция - храним все альбомы, в которых хроника борьбы пионерских и комсомольских отрядов за звание носить имя героя. Будем делать свой музей.

Омск