- Идея проводить встречи с известными людьми российского образования, где обсуждались бы на равных важнейшие проблемы, волнующие учителей, родилась на конкурсе «Учитель года России»-2016, на одной из дискуссионных площадок, ее инициатором стал учитель английского и испанского языков гимназии №5 Сергиева Посада Евгений Маслий, - отметил главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец. - Он будет координатором этого проекта. Нам бы хотелось, чтобы вы предложили, с кем бы вам хотелось встретиться, какие темы обсудить. Могу сказать, что уже запланирован приезд ректора МГУ имени М.В.Ломоносова Виктора Садовничего и замечательного педагога и психолога, руководителя Международного центра гуманной педагогики Шалвы Амонашвили.
- Вы спросите, почему мы назвали наш проект «Беседы о главном»? - включился  в разговор Евгений Маслий. - А о чем нам еще говорить? Нам нужно сейчас говорить о главном, о нашем будущем. И не только говорить, но и придавать ему форму, создавать его здесь и сейчас.
Темой первой встречи «Бесед о главном» стала лекция о чтении, которую прочла ректор Государственного института имени Пушкина доктор педагогических наук Маргарита Русецкая.
- Чтение - это не только источник вдохновения, но и инструмент коммуникации. Сегодня же приходится констатировать, что 25 процентов старшеклассников не умеют осмысливать прочитанное, не понимают текст, то есть не в полной мере владеют навыком чтения. Одна из причин этого - цивилизационный слом. Помимо письменной и устной речи наши дети владеют новым синтетическим видом коммуникации - дисплейной, которая бытует в социальных сетях. Чтобы обучать новое поколение, нужно писать новую цифровую дидактику, - отметила Маргарита Николаевна.
- Мы говорим: «Как вы можете, наши дорогие дети, писать «щас» или «мож» вместо «может»?! А эти ваши ужасные пиктограммы?!» Нам этого не понять, но тут иная коммуникация со своими знаками, где работают не слова, не буквы, а пиктограммы, гиперссылки, видеотексты, - убеждена Маргарита Русецкая.
 Примечательно, что Маргарита Николаевна в беседе с педагогами призналась: если чем-то и жертвовать в списке изучаемых в школе произведений, то только не классикой, а скорее современной литературой. У старшеклассников будет возможность прочитать ее потом. Школа же - это в первую очередь традиции, а значит, именно в ее стенах ребята должны ознакомиться с классической русской литературой. Примечательно, что на вопрос, достаточно ли в школе изучать творчество только шести классиков, Маргарита Николаевна заметила, что человеку, чтобы быть счастливым, необходимы всего лишь 10 книг, ну а чтобы понять, какие именно эти 10 книг, нужно прочитать тысячи.
В завершение встречи главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец на вопрос, не ликбез ли это для педагогов, назвал эти встречи повышением квалификации высшего уровня, потому что здесь речь идет не о конкретных технологиях и методиках.
 - Здесь осмысление того, что происходит сегодня в образовании, куда нам идти дальше и что взять из прошлого, - подчеркнул Петр Григорьевич. - Примечательно, что проектов, подобных «Беседам о главном», в России нет. В Сергиевом Посаде «Беседы о главном» планируют организовывать ежемесячно.