Председатель обкома Лидия Кирячкова в своем вступительном слове отметила, что в регионе сложилась система обучения профсоюзного актива, включающая разные формы: постоянно действующие семинары председателей местных организаций профсоюза, проводимые совместно с руководителями муниципальных органов управления образованием и представителями администрации Владимирской области, курсы для внештатных технических и правовых инспекторов труда, руководителей профсоюзных кружков, выездные дни обкома, сопровождающиеся юридическими консультациями, выпуск информационных бюллетеней.
Вместе с тем, учитывая, что около 70% руководителей образовательных организаций области состоят в профсоюзе, было решено и их включить в систему профсоюзного обучения. Кроме того, юридически подкованный работодатель является своего рода гарантией исключения случаев нарушения прав работников, правильного разрешения трудовых споров в досудебном порядке.
Лидия Васильевна рассказала о прошедшем в сентябре Всероссийском семинаре-совещании руководителей органов управления образованием и председателей региональных организаций профсоюза, в котором приняла участие новый министр образования и науки РФ Ольга Васильева, о позиции министра по ключевым вопросам, в том числе по оплате труда педагогических работников.
Было также отмечено, что областная организация профсоюза держит на контроле ситуацию с возможным изменением механизма исчисления должностных окладов руководителей муниципальных образовательных организаций в связи с поправками, внесенными в постановление губернатора Владимирской области от 30.07.2008 №544 «Об оплате труда работников государственных областных учреждений отрасли образования».
Следующая часть семинара была посвящена вопросам трудового законодательства. Заместитель председателя областной организации профсоюза Николай Синицын прокомментировал важные нормативные правовые акты, принятые в соответствии с Трудовым кодексом и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в том числе приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 №536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Николай Васильевич подчеркнул, что в работе над проектами документов активное участие принял Общероссийский Профсоюз образования, которому удалось добиться сохранения основных положений в вопросах нормирования труда, регулирования рабочего времени и времени отдыха педагогических работников. Кроме того, в данных приказах получили нормативное закрепление те положения, которых раньше не было. Так, в соответствии с приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 №536 работником самостоятельно регулируется та часть педагогической работы, определяемой с учетом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками, которая связана с подготовкой к осуществлению образовательной деятельности и выполнению обязанностей по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, участием в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей) (в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ), изучением индивидуальных способностей, интересов и склонностей обучающихся.
Сохранение объема учебной нагрузки и преемственность преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) у учителей и преподавателей выпускных классов, групп обеспечивается путем предоставления им учебной нагрузки в классах (классах-комплектах), группах, в которых впервые начинается изучение преподаваемых этими учителями и преподавателями учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). И таких примеров можно привести много.
Николай Васильевич прокомментировал также ситуацию, связанную с некоторыми проблемами введения профессиональных стандартов.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в РФ» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Квалификационные требования определены разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. №761н).
В то же время нередки случаи, когда лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, назначаются на соответствующие педагогические должности. В настоящее время для этой ситуации существует юридическое подкрепление в виде пункта 9 «Общих положений» соответствующего раздела ЕКС. Существуют риски, что с вступлением в силу профессиональных стандартов и отменой квалификационных справочников у работодателей такой возможности не будет.
В конце семинара Николай Васильевич ответил на вопросы, предварительно направленные руководителями образовательных организаций в обком профсоюза. Они касались самых разных аспектов трудового законодательства, начиная с разницы между совместительством и совмещением профессий (должностей) и закачивая тем, что делать, если работник отказывается подписать дополнительное соглашение к трудовому договору.
Учитывая положительные отзывы о значимости таких семинаров для руководителей образовательных организаций, обком продолжит практику их проведения.

Галина НИКИТИНА, главный специалист Владимирской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ