В мировой практике биотехнология и смежные с ней специальности являются настолько актуальными, что занимают одно из первых мест в списке востребованных профессий. Это направление высокотехнологично, наукоемко и требует определенного уровня подготовки современного специалиста. Эта подготовка начинается уже в общеобразовательной школе. Однако, за исключением профильных классов, программы естественно-научного цикла общеобразовательной школы не могут дать тот объем теоретического материала и практических навыков, который необходим для успешного поступления школьника в профильный вуз и последующего обучения по специальности.
Для организации грамотной научно-исследовательской работы обучающихся как нашего лицея, так и других образовательных учреждений Москвы в области дисциплин биологического профиля у нас открыта лаборатория «Живая инновация». Здесь реализуются программы дополнительного образования различного уровня (ознакомительный, базовый и углубленный): «Зоодоктор», «Занимательная микробиология», «Биотехнологии», «Юный ветеринар».
Базовый и углубленный уровни образовательных программ дополнительного образования позволяют организовать работу с детьми, охватывающую не только теоретические знания и практические навыки, получаемые по программам общего образования, но и расширить ее в метапредметном и межпредметном направлениях. На базе отделения дополнительного образования школы №439 «Инженерный лицей «Интеллект» исследовательская и проектная деятельность осуществляется в оснащенных актуальным оборудованием лабораторных комплексах с использованием современных методов и подходов при выполнении экспериментов и опытов. Работа состоит из нескольких этапов:
1. Выявление мотивированных и одаренных детей.
2. Теоретическая подготовка обучающихся для выполнения проектов в выбранной области исследований.
3. Лабораторно-практические работы с учащимися для получения ими необходимых навыков.
4. Подготовка и проведение научно-исследовательской работы.
5. Формирование навыков оценки и интерпретации полученных результатов.
6. Участие в социально значимых городских и всероссийских мероприятиях с выполненными работами.
Мы работаем под эгидой вуза-партнера - Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И.Скрябина, где на кафедре микробиологии обучающиеся имеют возможность выполнять эксперименты и опыты, которые невозможно осуществить в стенах лицея. Таким образом, мы привлекаем вуз к работе со школьниками и в свою очередь осуществляем профилизацию обучающихся в области медицины и ветеринарии. Некоторые наши кружковцы уже поступили в Ветеринарную академию и показывают отличные результаты обучения, что подтверждает принцип преемственности.
Для оптимизации усвоения теоретической составляющей наших программ мы используем и дистанционную форму обучения на базе платформы «Moodle.Intellect-dt». Она включает в себя лекции, интерактивные задания, тесты и онлайн-круглые столы, а также консультации по подготовке и проведению проектов.
Обязательным условием освоения наших программ дополнительного образования является выполнение групповой или индивидуальной исследовательской или проектной работы с последующей защитой этих работ на выставках и конференциях. Здесь наши обучающиеся тоже показывают хорошие результаты. Так, в текущем году мы стали победителями таких городских и всероссийских конкурсов, как VII Московский экологический форум учащихся, Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор» и XXV открытая московская естественно-научная конференция школьников «Потенциал». Возможность заниматься проектной деятельностью, то есть применять полученные знания на практике и представлять ее результаты широкой публике, безусловно, служит мощной мотивацией для обучающихся и стимулирует познавательную активность.

Татьяна ДЕНИСЕНКО, педагог дополнительного образования школы №439 «Инженерный лицей Интеллект», кандидат биологических наук