Герои этого театра - физические явления и научные парадоксы: изгибающаяся при сгорании спичка, соленый огурец, светящийся при прохождении электрического тока, вода, нежелающая  выливаться из перевернутого бидона на голову испытуемому, игрушечная неваляшка, непредсказуемо ведущая себя на горке, пифагоровы штаны, самообучающаяся игровая машина из цветочных горшков и шариков, стеклянные лампочки, по которым зрители заходят в зал, несуществующий ныне динозавр, массу которого предстоит узнать, и многое другое.
Ведущие педагоги фокусируют внимание зрителей на своих подопечных-героях, расставляют нужные акценты и помогают им в полной мере раскрыться перед аудиторией.
Дважды два - пять! Мышление начинается с удивления. Формулы научно-познавательных представлений ТЗН просты: ведущие создают проблемные ситуации, шутят по этому поводу и вместе со зрителями в игре находят им научное объяснение.
ТЗН не шоу фокусов, попкорн в ведерках не раздается. ТЗН - это увлекательное научное расследование с приятной усталостью от интеллектуальной работы.
Этот театр, как и многие другие, согласно Станиславскому начинается с вешалки. Самой простой - проволочной. Вот на ее нижней перекладине посередине уравновешивается большая старинная монета. Ведущий цепляет крючок вешалки на свой указательный палец и начинает ее потихоньку раскачивать... Смотрите цирковой трюк: алле-оп! Монетка делает несколько оборотов. Звучат аплодисменты. Интересно, почему монетка при вращении не падает вниз, будто закон всемирного тяготения для нее не писан. Кстати, подобным образом ведет себя и огромная Луна. Кое-кто считает, что все дело в центробежной силе. Но ведущий по секрету сообщает, что центробежной силы в природе не существует! Заинтригованы?..
А теперь три слова о девизе, под которым работает ТЗН. Ведущий пшикает из распылителя на лист белой бумаги бесцветной жидкостью, и на нем проявляется в цвете фенолфталеиновая истина: «Играть! Действовать! Думать!» Зрители включаются в созданные на представлении игровые ситуации, и занимательный материал воздействует на них с большим КПД. Они перестают быть простыми созерцателями происходящего, начинают действовать и думать, а ум, прогретый эмоциями, - это уже не сонный ум.
В этот театр приезжают классами с 6-го по 11-й, для каждого возраста свое представление. Порой происходят настоящие чудеса - сухая для некоторых наука оживает (становится «мокрой»), ребята вдруг понимают, зачем нужны формулы, приходит осознание того, что школьные знания требуются не только для оценок и поступления в вуз. Да и учителя тоже находят для себя много полезного и интересного.
Как вы думаете, можно ли заметно сжать руками стеклянную бутылку?
«Сила есть, ума не надо!» - заметит кто-то. А в театре занимательной науки не согласятся. Ведущий смочит монетку водой, закроет ею отверстие бутылочного горлышка и обхватит сосуд руками. Секунда, другая - и вот сжатый воздух начинает выходить из «сжатой» бутылки, хлопая калиткой-монеткой...
Цель ТЗН: показать, что наука - живое, увлекательное дело, а сила - в знании!
Вновь пробудился интерес к науке!
Открытия мы вместе совершали.
И не было совсем «ученой» скуки -
В театре опытов чудесных побывали!
Эти строчки написал один школьник. Но в чудеса со слов верится плохо, их надо потрогать собственными руками, поэтому приглашаем всех желающих в гости в ТЗН.

Сергей КИРИЛЛОВ, руководитель театра занимательной науки школы №439 «Инженерный лицей «Интеллект»