Этим вопросом задалась Дора Калф - швейцарский аналитик, автор песочной терапии. Она решила создать определенное «свободное и защищенное пространство», в котором ребенок или взрослый сможет выражать свое внутреннее «я» путем символов и образов, не боясь при этом ошибиться или создать «некрасивый» рисунок. В этом заключается одно из преимуществ работы с песком перед обычным рисованием: если нарисованное не нравится, на песке гораздо легче что-то исправить или вовсе все стереть и начать заново.
Другим плюсом рисования на песке является развитие мелкой моторики. На песке в отличие от бумаги можно рисовать не только обеими руками, но и каждым пальчиком в отдельности. Разные элементы рисунка можно рисовать определенным пальчиком определенной руки, в результате чего ребенок учится не только владеть своими руками, но и тренирует внимание, усидчивость и воображение. Давно установлен факт о тесной связи между развитием мелкой моторики и речью. В итоге всего после нескольких песочных занятий дети начинают активнее говорить и увереннее выражать свои мысли.
Еще одним достоинством рисования на песке являются его пространственные возможности: если линии от карандашей на бумаге всегда плоские, то бороздки на песке имеют разную глубину. Для ребенка становится очевидно, что, чем сильнее он надавит на пальчик, тем глубже останется след от него.
Наконец, рисование на песке способствует развитию тактильных ощущений ребенка. Фактура материала, его «текучесть», изменчивость состояния (особенно если ребенок поочередно рисует на сухом и влажном песке) - эти свойства песка позволяют ребенку получать и анализировать новые разнообразные тактильные ощущения, что укрепляет его интерес к самому себе и окружающему миру.
Оценив широкие возможности рисования на песке, многие специалисты, в частности педагоги-психологи, взяли его в свой арсенал методов взаимодействия с детьми для диагностической и коррекционной работы. Песочная терапия хорошо подходит для детей, у которых имеются некоторые психологические нарушения: резкая смена настроения, нарушение внимания, дефекты речи, нарушение самоконтроля, тревожность и т. д. В данном случае с ребенком должен заниматься квалифицированный специалист для проведения определенной и методичной работы, направленной на устранение тех или иных нарушений.
Однако если никаких психологических отклонений у ребенка нет, то заниматься рисованием на песке можно дома с родителями или с учителями в школе. Для этого есть несколько простых рекомендаций:
1. Рисовать на песке лучше всего на специальном столе с подсветкой - в этом случае рисунок виден четче. Однако если стола нет в наличии, его можно заменить обычным подносом или неглубокой коробкой - песок в них виден не так четко, зато вероятность того, что песок рассыплется по комнате, мала.
2. Рисование на песке может быть очень разным, не стоит ограничивать воображение ребенка: в качестве инструмента можно использовать не только руки и пальчики, но и карандаши, палочки, кисточки разного размера. Можно предложить ребенку самому выбрать понравившийся инструмент.
3. Не забывайте, что для рисования одинаково подходит как сухой, так и мокрый песок.
4. Рисование на песке - это отличная релаксация, позволяющая снять нервное напряжение. Можно попросить ребенка нарисовать то, что ему самому хочется, или просто поводить руками по песку. Для усиления эффекта можно включить музыкальное сопровождение.
5. Попробуйте не только рисовать абстрактно, но и дать ребенку определенную тему или задание: сочинить сказку на песке, нарисовать подводный мир или по очереди провести каждым пальчиком линию на песке. В данном случае активно будет развиваться логическое мышление.
6. В качестве эксперимента попробуйте не только рисовать на песке, но и лепить из него или добавлять к рисунку небольшие игрушечные фигурки. Таким образом можно создавать не только простые рисунки, но и сложные многоплановые композиции.

Елена ТРИФАНИЧЕВА, педагог-психолог территориального отделения «Текстильщики» Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы